Экономические составляющие развития охранного бизнеса

Ключевыми темами  IV Всероссийского совещание негосударственной сферы безопасности, прошедшего в КРОКУС КОНГРЕСС ХОЛЛЕ в рамках XXI Международного форума «Технологии безопасности» стали: перспективы развития НСБ; усиление и укрепление диалога между органами государственной и муниципальной власти с НСБ; обмен положительными практиками; профилактика преступности и повышение уровня поддержки правопорядка, противодействие всем проявлениям коррупции; внедрение передовых технологий в сферу безопасности.  
Участники совещания определили несколько направлений для эффективной координации и дальнейшего стратегического развития НСБ: отстаивание деловых интересов, формирование эффективной законодательной базы, участие в процедурах общественного контроля, развитие государственно-частного и общественно-государственного партнерства, законодательного оформления института деловой репутации.  
Тематика совещания предметно была отражена в выступлениях спикеров. Особое внимание уделялось экономической рентабельности охранного бизнеса и отработке механизмов общественного контроля в сфере НСБ.
 
Конструктивные усилия и эффективный потенциал НСБ не редко нивелируются в условиях экономического кризиса. Эту проблема требует безотлагательного решения и такие направления развития охранной отрасли как государственно-частное партнерство, оформление института деловой репутации выходят на первый план.

 
При отсутствии роста реальных доходов охранных организаций растет расходная часть бизнеса. Падение среднего уровня доходов небольших предприятий происходит на фоне модификации существующих административных барьеров, усложнения лицензионных требований.  Сегодня нельзя упустить первостепенную – экономическую составляющую развития негосударственных структур безопасности. Поэтому, необходимо решать системные проблемы взаимоотношений между собственниками охранного бизнеса, его менеджментом, государством и заказчиками услуг. Об этом говорили в своих выступлениях Инна Новикова, аудитор, судебный эксперт, эксперт журнала "Российский налоговый курьер", члены Координационного Совета НСБ России и Гильдии Негосударственных структур безопасности Московской торгово-промышленной палаты: президент СРО Ассоциация "Школа без опасности", Сергей Саминский, председатель правления НП "КЦ РОСС"Александр Козлов, председатель правления СРО Некоммерческое партнерство " Профессиональное объединение охранных структур " Александр Магрицкий.
 
Руководитель комиссии по регламенту, этике и совершенствовании деятельности Общественной палаты города Москвы, председатель Гильдии Негосударственных структур безопасности Московской торгово-промышленной палаты, член КС НСБ России Александр Фролов предложил участникам совещания рассмотреть для внесения в резолюцию два тезиса, касающиеся антикоррупционных механизмов и процедур общественного контроля, которые имеют непосредственное отношение к экономической составляющей развития охранного бизнеса. В условиях сегодняшней ситуации необходимо выявить и проанализировать те факторы, которые могут негативно повлиять на развитие отрасли в целом, считает Александр Фролов. Говоря об одном  из таких факторов, Александр Юрьевич, привел  пример сложной системы налогообложения для частного бизнеса, действующей в стране, что непосредственно питает коррупционную среду. У любого предприятия сегодня, если захотеть, можно найти финансовые нарушения. Антикоррупционным механизмом в данном случае может стать переход на специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на частный бизнес, упрощенную систему налогообложения, так называемую – упрощенку. Это будет действенным решением - заплатил предприниматель единый налог с годового оборота, а дальше государству нет необходимости вмешиваться в его финансовую деятельность. Тема, конечно, не нова. А в последнее время, с усугублением кризиса, недовольство существующей системой налогов и сборов высказывается все чаще. На недавно прошедшем съезде единороссов она также была обозначена. Отмечалось, что существующие сегодня критерии пороговых значений малого и среднего бизнеса по обороту не соответствуют экономическим реалиям. Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев говорил об увеличении данного критерия порогового значения до 125 млн. рублей.  По мнению Александра Юрьевича, изменение пороговых значений в сторону увеличения можно довести до 5 млр. рублей, что позволит расширить круг получателей государственной поддержки в рамках программ развития малого и среднего бизнеса, а также компаний, подпадающих под «упрощенку», и увеличить предельный размер доходов организаций для применения данного налогового режима. Пересмотр критериев позволит  определять меры налоговой поддержки в привязке к категориям частного бизнеса, и, что немало важно, приведет к сокращению аппарата налоговой службы и других фискальных органов. Дискуссию об изменении налоговой системы необходимо начать на площадках ОП РФ, ТПП РФ, Совета Федерации и Госдумы. Россия нуждается в переломе экономической ситуации, и именно такой шаг, по мнению Александра Фролова, станет действенным и эффективным для этого. Упросить налоговое бремя на предпринимателей – одна из важнейших задач, стоящих перед частным бизнесом, в  том числе, и охранным сообществом.

 

 
Инна Новикова поддержала в своем выступлении позицию Александра Фролова. Сегодня, рассказала она участникам Совещания, субъектам РФ предоставлено право регулировать ставки налогов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Отсюда возникает новая задача: добиться снижения ставки налогов в регионах, с одной стороны, это позволит вывести бизнес из тени, но с другой, возможно предположить, регионы не смогут снизить ставки налогов именно для охранной деятельности, учитывая трудозатратность отрасли. Инна Юрьевна внесла предложение в резолюцию Совещания о создании прецедента 2017 года – в качестве эксперимента субъектам РФ рассмотреть вопрос о применении к охранным предприятиям  пониженной  ставки налогообложения, увеличения критерия пороговых значений по обороту  до 100 млн. рублей. Данную задачу необходимо решать совместными усилиями, эффективно используя потенциал НСБ в законодательной сфере, в диалоге с государственной властью.
 
Еще об одном факторе, негативно влияющем на отрасль, говорил на Совещании Александр Фролов. Практика применения Федерального закона РФ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по его мнению в большей степени имеет отрицательный результат для частного бизнеса, исключает антикоррупционную направленность.
 
На сегодняшний день, механизм, представленный нормами 44-го Закона, является не столько антикоррупционной составляющей процесса освоения бюджетных средств – в чем и есть его непосредственное предназначение, сколько создает демпинговую проблему  для отрасли НСБ, ставя во главу угла стоимость охранной услуги, а не ее качество, подчеркнул Александр Юрьевич. В данном  случае, снижается доля ответственности государственных и муниципальных служащих, Закон исполнили, сделав выбор между двумя определяющими составляющими: ценой и качеством, при  этом, качество, подменяя дешевизной.

 

Реальные шаги по изменению ситуации в сторону реализации антикоррупционного механизма возможно в рамках действующего законодательства, путем внесения изменений в ФЗ-44 о персональной ответственности чиновника, принимающего решение по государственным конкурсам. Ответственность эта должна предусматривать как материальную, так и должностную характеристику. В таком случае появится больше возможности для публичности и открытости торгов, ответственность должностных лиц станет не номинальной, а реальной. При этом осуществление процедур общественного контроля при формировании государственного и муниципального заказа на услуги охраны должно быть оформлено как нормативно зафиксированный законодательный механизм проведения государственных конкурсов. Подвергая процедуре общественного контроля  реализацию 44-го Федерального Закона, мы формируем защитный буфер для отрасли НСБ, не допускающий в ней деструктивных процессов, негативно отражающихся на деловой репутации охранных предприятий, развитии системы отраслевых компетенций и квалификаций.
 

Александр Юрьевич рассказал о практике работы по осуществлению процедур общественного контроля в сфере безопасности на примере рабочей группы по общественному контролю за государственными конкурсами в сфере безопасности города Москвы, которая была создана Гильдией НСБ МТПП совместно с Общественной палатой города Москвы в марте 2015 года. Рабочая группа делала заключения на состоявшиеся торги и  на документы, которые готовились по этим торгам. Такая форма работы необходима для дальнейшего совершенствования механизма общественного контроля в сфере безопасности при проведении конкурсных процедур. Реально существующий механизм, отметил А.Ю. Фролов, требует действенного применения на практике и должен стать еще одной составляющей ответственности чиновника за принятие решений по государственным конкурсам. Субъекты общественного контроля, определенные законом, могли бы формировать предварительную оценку конкурсам и их итогам. Для того чтобы осуществить действие такого механизма, Александр Юрьевич обратил внимание участников Совещания на необходимое представительство охранного сообщества  в существующих гражданских институтах – субъектах общественного контроля – региональных общественных палатах и общественных советах при органах государственной и муниципальной власти. Последовательное увеличение доли частного бизнеса в госзакупках и предоставление ему преференций, приведет к формированию и развитию  отраслевого института деловой репутации, что значительно упростит подтверждение статуса предприятия при участии в закупках.

 
Инна Святенко, председатель Комиссии Московской городской Думы по безопасности, председатель  Координационного совета НСБ города Москвы поддержала позицию А.Ю. Фролова, отметив, что в Москве сфера негосударственных структур безопасности заняла особую нишу, эффективно взаимодействуя с общественными организациями в сфере НСБ, гражданскими институтами и  силовыми ведомствами, обеспечивающими определенные направления безопасности. Я думаю, отметила Инна Юрьевна, что развитие государственно-частного и общественно-государственного партнерства, крайне важно для консолидации всех сил в целях обеспечения безопасности – нашей конечной цели.
 
Дмитрий Галочкин, разделяя позицию Александра Фролова, резюмировал по итогам его выступления, что предложения Александра Юрьевича нашли отражение в организационной структуре Координационного Совета НСБ России – назрела необходимость создания Совета по вопросам экономики негосударственной сферы безопасности. Дмитрий Евгеньевич подчеркнул, что развивая правовые институты общественного контроля и деловой репутации в сфере НСБ, необходимо, в первую очередь, планово реализовывать законодательные инициативы охранного сообщества, направленные на совершенствование существующей нормативной базы. Деловая репутация, компетентность и квалификация сотрудника НСБ должны стать отраслевым мерилом, развивающим сферу НСБ с позиций экономической рентабельности и равноправного субъекта национальной безопасности.

Источник: Медиапортал о безопасности "Хранитель"