Нелегальная занятость наносит ущерб экономике страны

На днях в Общественной палате Российской Федерации состоялось заседание Общественного совета при Федеральной службе по труду и занятости (Роструд).  

Общественный совет при Федеральной службе по труду и занятости призван обеспечивать общественный контроль за деятельностью данного федерального органа исполнительной власти. В связи с этим он рассматривает проекты разрабатываемых Рострудом нормативных правовых актов и следит за реализацией возложенных на него Правительством Российской Федерации функций по контролю и надзору.   

Основные вопросы, обсуждавшиеся на заседании, касались осуществления основной функции Федеральной службы по труду и занятости, а именно ее надзорной деятельности. Задачи, стоящие в этом плане перед Рострудом и имеющие отношение прежде всего к экономической стороне дела, перекликаются с задачами институтов гражданского общества, которые затрагивают вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.   

Так, серьезную проблему в сегодняшней России составляют около 15 млн. лиц, задействованных в сфере неформальных трудовых отношений и находящиеся, по сути, в бесправном положении. Столь большое число нелегальных работников оборачивается падением стимула к совершенству производства, снижает качество охраны труда и, в конечном счете, подрывает основу рыночной экономики. В целях снижения неформальной занятости, а также мониторинга и координации органов власти в субъектах Российской Федерации на муниципальном уровне были созданы межведомственные комиссии. Результатом их надзорной деятельности за последний год стала легализация более 660 тыс. работников с последующем предоставлением им легальных рабочих мест.  

– Все вышеуказанные вопросы были предварительно рассмотрены на заседании Комиссии по планированию, взаимодействию с общественными объединениями, экспертными сообществами и контролю за исполнением решений Общественного совета с участием представителей Роструда. Представленная информация носила исчерпывающий и всеобъемлющий характер и на площадке Общественной палаты Российской Федерации получила положительную оценку её членов и экспертов. Это дает повод надеяться на эффективную координацию решения поставленных целей между органами власти и общественными институтами и чёткую их реализацию, – отметил сопредседатель Координационного совета НСБ России, Президент СПР, член Общественной палаты Российской Федерации Дмитрий Галочкин.  

Формирование новой прозрачной модели надзора должно происходить с прицелом на повышение эффективности и улучшение условий труда. Не следует забывать, что надзор – это инструмент поддержки добросовестных работодателей, которые выполняют требования трудового законодательства. С другой стороны, создание единого свода требований позволит сократить избыточный потенциал надзорных органов. 

В соответствии с пунктом 4.4 Положения об Общественном совете при Федеральной службе по труду и занятости, утверждённого приказом Федеральной службы по труду и занятости от 1 октября 2013 г. № 210, участникам заседания был представлен Кодекс этики членов Общественного совета при Федеральной службе по труду и занятости, устанавливающий обязательные для каждого члена Общественного совета правила поведения при осуществлении им своих полномочий, основанных на морально-нравственных нормах, уважении к обществу и к своим коллегам.  

– Отличительной особенностью деятельности члена Общественного совета является признание и принятие на себя обязательства действовать в общественных интересах. Поэтому, действуя в общественных интересах, член Совета должен соблюдать и следовать этическим требованиям, – подчеркнул в своём выступлении руководитель Общественной Комиссии по надзору при Роструде, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин.   

Настоящий проект Кодекса этики имеет следующую структуру: общие положения; основные принципы и правила поведения члена общественного совета; ответственность за нарушение Кодекса этики; заключительные положения.

В процессе обсуждения было определено, что рассмотрение вопросов, связанных с нарушением членом Общественного совета Кодекса этики, должно осуществляться на заседании Общественного совета по инициативе и материалам Комиссии по планированию, взаимодействию с общественными объединениями, экспертными сообществами и контролю за исполнением решений Общественного совета.   

Должное внимание участники заседания уделили разрабатываемым Рострудом проектам нормативных правовых актов, определяющих правила аттестации экспертов, которые привлекаются к проведению мероприятий по контролю и надзору.  

В этой связи отмечалось, что аттестация экспертов, проводимая в отношении не являющихся индивидуальными предпринимателями граждан, осуществляется для подтверждения наличия у них специальных знаний и опыта в сфере трудовых отношений и социальной защиты населения. Гражданин, претендующий на прохождение аттестации, подает в Роструд (либо его территориальный орган) необходимые документы и соответствующее заявление по форме, утвержденной Рострудом. Проверка соответствия заявителя критериям аттестации осуществляется путем изучения представленных документов и сведений, а также в ходе проведения квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится аттестационной комиссией Роструда (либо его территориального органа) на основании положения, утвержденного Рострудом. То или иное решение об аттестации заявителя принимается аттестационной комиссией. Если по результатам квалификационного экзамена комиссия приходит к выводу, что претендент не соответствует критериям аттестации, или если заявитель на квалификационный экзамен не явился, ему будет отказано в аттестации. Сведения об успешной аттестации эксперта вносятся в реестр, который размещается на официальном сайте Роструда в сети Интернет.  

В заключение вниманию участников заседания был представлен проект приказа Роструда “Об утверждении форм и способа представления списков (реестров) получателей денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и списков (реестров) получателей пособий и компенсаций отдельной категории военнослужащих и членов их семей”.

Источник: www.psj.ru