Новые поправки не должны приводить к росту коррупции

В настоящее время в охранном сообществе активно обсуждаются поправки в Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности», предложенные Министерством внутренних дел РФ. После сокращения штата полиции на негосударственные структуры безопасности ляжет ответственность за обеспечение порядка на объектах, где прежде находились посты вневедомственной охраны (ее ожидают наиболее массовые сокращения). В таких условиях граждане заинтересованы в том, что частные охранные предприятия были бы организациями профессиональными, эффективными и «выключенными» из коррупционных схем.  
На наш взгляд, к сожалению, не все поправки соответствуют этим целям. Отдельно хотелось бы остановиться на предложении дополнить статью 11 Федерального закона частью следующего содержания: «Требования к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливаются Правительством Российской Федерации».  
В пояснительной записке к законопроекту расшифровываются возможные требования: оказание охранных услуг ЧОО не менее 5 лет, наличие действующих договоров в течение последнего года, не менее 50 частных охранников в штате ЧОО, отсутствие грубых нарушений лицензионный требований за последний год и т.д.  
Оценивая в целом положительно предложенный законопроект, считаем, что установление требований к частной охранной организации по отсутствию грубых нарушений лицензионных требований за последний год может нести в себе коррупционный характер. Это связано с возможностью злоупотребления со стороны должностных лиц лицензионной службы. Существуют основания опасаться, что поправка спровоцирует всплеск необоснованных решений по грубым нарушениям лицензионных требований.
 
Руководители ЧОО, к сожалению, очень хорошо знают, насколько придирчивыми могут оказаться «контролёры»». И речь не о действительно грубых нарушениях, вроде нарушения правил хранения оружия, за которые, безусловно, должны следовать серьезные санкции, а об откровенных придирках. Возможностей у нечистоплотных сотрудников для этого масса. И беда в том, что это может в конечном итоге привести ЧОО к лишению лицензии. Хорошо если претензии регулятора справедливы и таким образом из охранной деятельности уходит недобросовестное предприятие. Но нечистый на руку сотрудник лицензионной службы может «выдавить» с рынка профессиональную организацию, имеющую богатый опыт и по-настоящему эффективно выполняющую взятые на себя обязательства по обеспечению безопасности на объекте.  
Руководство страны понимает, насколько пагубным может быть давление проверяющих органов для бизнеса. 4 декабря 2014 года в  послании Федеральному собранию Президент России В.В. Путин отметил: «Нужно отсечь немотивированные или, еще хуже, заказные визиты контролеров, избавить бизнес от навязчивого надзора и контроля». Предложенная поправка представляется шагом, противоречащим обозначенной цели.  
 
Председатель правления   
Центра социальных и благотворительных программ   
поддержки ветеранов и инвалидов силовых структур «ЗВЕЗДА»   
Максим Брежнев