НСБ и государственное партнерство во имя развития. Тенденции, проблемы, перспективы

Резолюция

по итогам слушаний на выездном заседании Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты Российской Федерации.

23 сентября 2015 года по инициативе Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, Комитета по обеспечению предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Межрегиональной ассоциации ветеранов криминальной милиции «ОПЕРА»  состоялись слушания по вопросу: «Возможности НСБ и государственного партнерства в рамках развития федеральной программы АПК «Безопасный город». Тенденции, проблемы, перспективы».

В настоящее время частных охранных организаций (в дальнейшем ЧОО), лицензированных органами внутренних дел в соответствии с действующим законодательством насчитывают 23,5 тыс. юридических лиц, в которых трудится более 725 тыс. работников, имеющих квалификацию частного охранника, имеют в пользовании более 80 тыс. ед. служебного оружия. Под их охраной находится свыше 836 тыс. объектов различных форм собственности. Всего по оценкам экспертов в этой области деятельности задействовано не менее 1,5 млн. человек.

В системе единой дислокации органов внутренних дел на территории Российской Федерации учтено 223,4 тыс. (+4%, АППГ - 214,7 тыс.) объектов, охраняемых частными охранными организациями, заключено 32,9 тыс. (-1,2%, АППГ - 33,3 тыс.) соглашений о взаимодействии органов внутренних дел с негосударственными структурами безопасности, в том числе, в рамках развития АПК «Безопасный город».

В рамках реализации указанных соглашений частными охранниками задержано и передано сотрудникам полиции только в 2014 году 167,2 тыс. (+2,6%) правонарушителей, в том числе совместными патрулями на базе групп быстрого реагирования 67,5 тыс. (+10,1%), из них 5,3 тыс. (+18,9%) задержано по подозрению в совершении преступлений; в ходе обеспечения контроля за территорией, прилегающей к охраняемому объекту 87,5 тыс. (+6,5 %), из них 9,4 тыс. (+23,1 %) задержано по подозрению в совершении преступлений.

Это очень существенная помощь правоохранительным органам, что особенно важно в условиях оптимизации бюджетных расходов, сокращения численности личного состава полиции.
Частные охранные организации, входящие в объединения, ассоциации, общественные формирования правоохранительной направленности, как на всероссийском, так и на региональном уровне, проявляют организационную инициативу по использованию разнообразных форм, методов сотрудничества не только с органами внутренних дел по охране общественного порядка, а также с органами государственной власти и управления, администрацией муниципальных образований в рамках государственно-частного партнерства, в реализации федеральных программ, направленных на обеспечение безопасности граждан нашего государства.

Принимая участие в обеспечении правопорядка во время проведения региональных социально-значимых, спортивных, религиозных мероприятий, занимаясь охраной общественного порядка, оказывая содействие в пресечении и раскрытии преступлений, осуществляя благотворительные акции, организуя шефскую помощь, участвуя в локализации стихийных бедствий, большинство руководителей охранных организаций зарекомендовали себя как патриоты «малой родины», проводниками правоохранительных традиций. В целом, структура частных охранных организаций занимают ведущую роль в обеспечении правопорядка среди негосударственных структур безопасности, особенно эффективно при объединении ЧОО в некоммерческие партнерства, так называемые Единые дежурные части, с учетом одного объединения в регионе, выражающие общую политику частных охранных организаций в области.

Тем не менее,  дальнейшему повышению уровня участия частных охранных организаций и частных детективов в обеспечении правопорядка, создании благоприятных условий для бизнеса, решении социальных вопросов, более полному использованию потенциала ЧОО как субъектов правоохранительной деятельности мешает недооценка их роли и значения со стороны некоторых руководителей субъектов федерации, в том числе как властных, так и исполнительных структур – с одной стороны, а так же использования административного ресурса для привлечения к охране общественного порядка без учета экономических особенностей коммерческой деятельности ЧОО.

Для повышения роли и значения ЧОО в обеспечении правопорядка, повышения авторитета и имиджа негосударственных структур безопасности, недостаточно используются возможности средств массовой информации, телекоммуникаций, компьютерных технологий и т.д.

Отмечается тенденция снижения числа руководителей охранных организаций, имеющих правоохранительную практику, отсюда возникает необходимость формирования и поддержания лучших традиций правоохранительных органов в повседневную деятельность ЧОО.

По итогам обсуждения участники слушаний решили считать целесообразным реализацию следующих мер:
1)   Провести дополнительные слушания в Общественной палате Российской Федерации об успешной практики взаимодействия Некоммерческого партнерства негосударственных структур безопасности Костромской области «Единая дежурная часть», развернутого на базе холдинга «Аргус»,  с УМВД по Костромской области, органами власти и управления Костромской области, и по итогам обсуждения – резолюцию направить руководству МВД России, главам регионов, руководителям МВД, ГУМВД, УМВД субъектов федерации.
2)   Практиковать направление благодарственных писем в адрес глав субъектов РФ, руководителей региональных МВД, ГУМВД, УМВД в отношении руководителей охранных организаций, охранных холдингов, ассоциаций, проявляющих последовательную и целенаправленную инициативу в обеспечении правопорядка, оказывающих содействие правоохранительным органам в профилактике правонарушений, содействии в пресечении и раскрытии преступлений.
3)    Рекомендовать руководителям ЧОО в регионах выстраивать партнерские отношения друг с другом и объединять силы и средства охранных организаций в единую систему дислокации групп быстрого реагирования, на примере некоммерческого партнерства негосударственных структур безопасности Костромской области «Единая дежурная часть».
4)   Обратить особое внимание на негативные последствия деятельности, так называемых, «мониторинговых компаний» и их партнеров, пример, деятельность группы компаний Дельта в ряде регионов РФ, использующих пробелы в законодательстве, регулирующем частную охранную деятельность, и привлекающих в качестве соисполнителей по охранным договорам, разных организаций, в том числе, не имеющих лицензий и ГБР, а зачастую, даже водителей такси, что существенно понижает качество оказываемых охранных услуг,  затрудняет контроль над их деятельностью со стороны лицензионных и надзорных ведомств, а также подрывает доверие потребителей к деятельности ЧОО в целом.
5)    Результаты настоящих слушаний внести в резолюцию очередной Всероссийской конференции НСБ. 
6)    В рамках подготовки к Всероссийской конференции НСБ провести выездные слушания Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты Российской Федерации 15 октября 2015 года в городе Иваново, 30 октября 2015 года в городе Астрахани, в ноябре 2015 года в городе Рязани.

Фоторепортаж.