Общественный контроль – участие в управлении страной

Ровно год назад, 21 июля 2014 года, Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон № 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”. Институционной площадкой для реализации этого закона стала Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами. Исходной точкой для разработки соответствующего законопроекта послужила ст. 32 Конституции Российской Федерации, согласно которой граждане России, объединяясь в общественные и саморегулируемые организации, имеют право – как напрямую, так и через своих представителей – участвовать в управлении делами государства в форме общественного контроля. 

 В области негосударственной сферы безопасности (НСБ) сформировалось немалое количество дееспособных общественных организаций и объединений, которые способны профессионально заниматься деятельностью по обеспечению безопасности. К ним относятся ветеранские организации, профсоюзы, саморегулируемые организации и представители работодателей. В НСБ они составляют основной костяк гражданского общества, являясь отраслевыми институтами, реально способствующими активизации и росту эффективности деятельности этой сферы. 

  – Главным требованием к формированию конституционно-правового института общественного контроля как элемента демократической модели общества является создание такой системы, при которой деятельность различных ветвей исполнительной власти велась бы открыто и прозрачно. Необходимо добиваться того, чтобы в перспективе проверочные мероприятия объектов экономической деятельности частных охранных структур осуществлялись органами исполнительной власти в присутствии как представителей охранного сообщества, так и субъектов общественного контроля и ни в коем случае не должны являться функцией исключительно органов исполнительной власти, – подчеркивает заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественной контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Дмитрий Галочкин.

– Система взаимодействия негосударственных структур безопасности (как коммерческих предприятий) с органами государственного управления должна предполагать взаимные обязательства с обеих сторон. И без частно-государственного подхода здесь не обойтись, – утверждает президент Межрегиональной ассоциации ветеранов криминальной полиции “ОПЕРА” Николай Дружинин.

Дмитрий Жданухин, Николай Дружинин, Александр Магрицкий

 Для устойчивого и сбалансированного функционирования аппарата государственной власти общество должно располагать современными и эффективными инструментами независимого контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Наличие таких инструментов позволяет создать самые благоприятные условия для неукоснительного соблюдения принципов разделения властей, верховенства права, народовластия и приоритета прав человека, зафиксированных на уровне конституционного законодательства, но трудноосуществимых на практике.

 Сегодня мы говорим о НСБ как о сплоченной, социально ответственной отрасли, в которой работают настоящие профессионалы своего дела, чья работа направлена прежде всего на укрепление законности и правопорядка в России, – отмечает член Общественной палаты Российской Федерации Елена Шапкина. – В этом свете важнейшей составляющей общественного контроля является межрегиональное взаимодействие в негосударственной сфере безопасности. Речь идёт об обмене положительным опытом, которым одни субъекты федерации располагают в изобилии, а другие – пока испытывают в нем острую нужду. Информационное взаимодействие между отдельными субъектами в этом плане должно повысить не только уровень развития отрасли НСБ в целом, но и уровень общественного контроля по всей стране.

  Новый закон поставили такую задачу, как контроль и учет результатов общественного контроля. Заметных успехов в ее решении добилась именно отрасль НСБ, разработавшая и реализовавшая целый ряд пилотных проектов. Показателем успешной работы НСБ в этом направлении служит также внесение поправок в закон о детективной и частной охранной деятельности. Координационный совет НСБ России оперативно реагирует на новые возможности, предоставляемые новым законом, и его активность во многом обусловливает конструктивный характер работы отрасли в целом. Злободневен вопрос о создании отраслевого объединения работодателей негосударственной сферы безопасности с последующим заключением трехстороннего отраслевого соглашения между государством, сообществом работодателей и профсоюзами.

  – Необходимо проявлять настойчивость в применении действующего законодательства, – отмечает Председатель профсоюза работников коллективного, социального и общественного питания Андрей Плышевский.

  Основные усилия по реализации положений закона отрасль НСБ направляет на развитие различных форм общественного контроля, включая общественную экспертизу, общественный мониторинг, общественную проверку, общественные обсуждения, нулевые слушания. Свои услуги при проведении общественного контроля в качестве организатора экспертных исследований и составителя соответствующих заключений предложила Коллегия адвокатов № 1, играющая заметную роль в становлении и укреплении гражданского общества в России.

  В настоящее время негосударственная сфера безопасности стоит на пороге серьезных изменений, и то, какой она будет завтра, зависит не только от законодателей и органов исполнительной власти, но и от каждого представителя отрасли. За прошедшие годы многие предприятия отрасли выросли в мощные охранные структуры, способные решать широкий спектр стоящих перед ними задач как в области защиты интересов предпринимателей, так и в области обеспечения общественной безопасности. Важнейшее значение для отрасли может иметь взаимодействие с органами государственной власти, отвечающими за обеспечение комплексной безопасности,в рамках рабочих групп, координационных советов или комиссий, в которых были бы представлены субъекты общественного контроля (члены Общественной палаты на региональном и федеральном уровнях, а также члены общественных советов органов исполнительной власти на федеральном местном уровне). Именно на этих площадках происходит неформальный обмен мнениями, возникают новые идеи и направления в развитии отрасли НСБ. В тоже время образование экспертного совета по общественному контролю может послужить базой и опорой для дальнейшего развития отрасли в соответствии с положениями Концепции общественной безопасности в России.

  Структуры НСБ являются одним из основных поставщиков охранных услуг, а также игроков на рынке муниципальных и государственных закупок. В связи с этим их непосредственно затрагивают новые принципы работы государственной контрактной системы. Руководящим звеньям отрасли надо четко понимать механизмы формирования в рамках НСБ деловой репутации и ясно представлять институты такого формирования.

  Общественный контроль осуществляется, в том числе, в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, в целях содействия развитию и совершенствованию этой системы, для предупреждения и выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, для информирования заказчиков и контролирующих органов о выявленных нарушениях. О необходимости развития системы общественного контроля ответственный секретарь Координационного совета частных охранных и детективных организаций МВД России Александр Козлов высказывается следующим образом: “Присутствие профессионально подготовленных представителей общественного контроля позволяет выработать действенные механизмы реализации принятого закона, в частности, в таких направлениях, как проведение проверок частных охранных организаций, выигравших тендер и охраняющих объекты за счёт города Москвы”.

  На площадке Министерства экономического развития Российской Федерации создан экспертный совет НСБ, представителем которого является Торгово-промышленная палата Российской Федерации. “Сфера НСБ является самостоятельным субъектом малого и среднего бизнеса, который может рассчитывать на государственную поддержку, поэтому взаимодействие с Корпорацией по финансовой, имущественной и информационной поддержке в части выдачи кредитов будет иметь важное значение для охранного сообщества в целом”, - прокомментировал заместитель председателя Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Анатолий Данилов.

  В целях повышения эффективности работы структур НСБ, “правильным инструментом для динамичного продвижения вопросов, которые стоят перед отраслью, является создание Общественного совета  при Министерстве экономического развития, куда будут входить представители субъектов общественного контроля Общественной палаты Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации“, – выразил уверенность начальник отдела Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации Леван Минейкин.

Леван Минейкин

  НСБ, является сегодня той самой структурой, которая должна и способна активизировать работу по консолидации всех здоровых сил, для обеспечения активной и осознанной поддержки усилий государства, со стороны гражданского общества, в реализации Концепции общественной безопасности в России. Участникам дискуссии были представлены основные направления развития системы общественного контроля с позиции НСБ:

  1. Общественный мониторинг деятельности органов исполнительной власти всех уровней. Вхождение представителей общественности (НСБ) в общественные советы министерств и ведомств всех уровней и территориальные комиссии по обеспечению общественной безопасности.

  2. Экспертиза текущей нормативно-правовой базы и принимаемых документов. Введение практики «нулевых» чтений разрабатываемых нормативно-правовых актов и общественной оценки регулирующего воздействия принимаемых документов.

  3. Разработка отраслевой нормативно-правовой документации, в том числе профессиональных стандартов, образовательных программ дополнительной профессиональной подготовки, системы контроля профессиональной подготовки кадров и т. д. и т.п.

  4. Общественная экспертиза при организации государственных закупок. Практическая реализация принципа ценовой и неценовой конкуренции, заложенного в  ФЗ №44. Создание реального механизма формирования аппарата деловой репутации предприятий отрасли.

  5. Общественная проверка сферы потребления продукции и услуг (НСБ), в том числе в сфере защиты от пожаров и стихийных бедствий различного характера.

  6. Разработка и внедрение механизмов саморегулирования (отрасли НСБ). Добровольная общественно-экспертная сертификация продукции, услуг и предприятий (отрасли НСБ).

  7. Разработка программ противодействия всем проявлениям коррупции.

 

Источник: www.psj.ru