Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)"
-
Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей
-
Форма паспорта безопасности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией
Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272
"Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)"
1. Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей;
форму паспорта безопасности мест массового пребывания людей;
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией;
форму паспорта безопасности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией.
2. Министерству внутренних дел Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения требований, утвержденных настоящим постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации |
Д. Медведев
|
25 марта 2015 г. N 272
к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей
(утв. постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272)
|
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272 |
паспорта безопасности мест массового пребывания людей
___________________
(гриф или пометка)
Экз. N ____
|
УТВЕРЖДАЮ
|
|||
(руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (глава муниципального образования)
|
|||
(подпись)
|
(ф.и.о.)
|
||
"____" ______________ 20__ г.
|
СОГЛАСОВАНО
|
СОГЛАСОВАНО
|
|||||
(руководитель территориального органа безопасности)
|
(руководитель территориального органа МВД России)
|
|||||
(подпись)
|
(ф.и.о.)
|
(подпись)
|
(ф.и.о.)
|
|||
"____" _______________ 20__ г.
|
"____" _______________ 20__ г.
|
СОГЛАСОВАНО
|
||||||
(руководитель территориального органа МЧС России)
|
||||||
(подпись)
|
(ф.и.о.)
|
|||||
"____" _______________ 20__ г.
|
места массового пребывания людей
___________________________________________
(наименование населенного пункта)
20___ г.
(наименование)
_________________________________________________________________________ ___
(адрес места расположения)
_________________________________________________________________________ ___
(принадлежность (федеральная, региональная, муниципальная, др.), основное функциональное назначение, дата и реквизиты решения об отнесении к месту массового пребывания людей)
_________________________________________________________________________ ___
(границы места массового пребывания людей)
_________________________________________________________________________ ___
(общая площадь, протяженность периметра, метров)
_________________________________________________________________________ ___
(результаты мониторинга количества людей, одновременно находящихся в месте массового пребывания людей)
_________________________________________________________________________ ___
(категория места массового пребывания людей)
_________________________________________________________________________ ___
(территориальный орган МВД России, на территории обслуживания которого расположено место массового пребывания людей, адрес и телефоны дежурной части)
_________________________________________________________________________ ___
(общественные объединения и (или) организации, принимающие участие в обеспечении правопорядка в месте массового пребывания людей, ф.и.о. руководителя, служебный, мобильный, домашний телефоны)
_________________________________________________________________________ ___
(краткая характеристика местности в районе расположения места массового пребывания людей, рельеф, прилегающие лесные массивы, возможность незаметного подхода)
N
п/п
|
Наименование объекта
|
Характеристика объекта,
сведения о форме собственности, владельце (руководителе), режим работы объекта
|
Место расположения объекта
|
Сведения
о технической укрепленности и организации охраны объекта |
N п/п
|
Наименование
объекта |
Характеристика объекта по видам значимости и опасности
|
Сторона
расположения объекта |
Расстояние
до места массового пребывания людей (метров)
|
N п/п
|
Вид транспорта и транспортных коммуникаций
|
Наименование объекта транспортной коммуникации
|
Расстояние до транспортных коммуникаций (метров)
|
1
|
Автомобильный (магистрали, шоссе, дороги, автовокзалы, автостанции)
|
||
2
|
Железнодорожный (железнодорожные пути, вокзалы, станции, платформы, переезды)
|
||
3
|
Воздушный (аэропорты, аэровокзалы, военные аэродромы, вертолетные площадки, взлетно-посадочные полосы)
|
||
4
|
Водный (морские и речные порты, причалы)
|
N п/п
|
Наименование организации, адрес, телефоны, вид собственности, руководитель
|
Вид деятельности по обслуживанию
|
График проведения работ
|
(численность работников)
_________________________________________________________________________ ___
(средняя и максимальная посещаемость объекта, количество одновременно пребывающих людей)
_________________________________________________________________________ ___
(сведения об арендаторах)
N п/п
|
Наименование потенциально опасного участка или критического элемента
|
Количество работающих человек
|
Характер возможной чрезвычайной ситуации
|
а) _____________________________________________________________________;
|
|
(описание возможных противоправных действий (совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на причинение вреда жизни и здоровью людей, разрушение расположенных в месте массового пребывания людей объектов и сооружений или угроза совершения указанных действий, захват заложников, вывод из строя или несанкционированное вмешательство в работу различных коммуникаций, иные ситуации)
|
б) ______________________________________________________________________
|
|
(зафиксированные диверсионно-террористические проявления в месте массового пребывания людей или в районе его расположения, их краткая характеристика)
|
N п/п
|
Террористическая угроза
|
Прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта (человек)
|
Масштаб последствий террористического акта
|
а) _____________________________________________________________________;
|
|
(территориальный орган МВД России, подразделение ведомственной охраны, частная охранная организация, общественное формирование; адрес, ф.и.о., телефон руководителя, телефоны дежурной части, номер, дата выдачи и срок действия лицензии на осуществление охранной деятельности (для частных охранных организаций)
|
б) _____________________________________________________________________;
|
|
(маршруты автопатрулей полиции, приближенные к месту массового пребывания людей, график объезда места массового пребывания людей, время прибытия группы быстрого реагирования подразделения полиции от места постоянной дислокации)
|
в) _____________________________________________________________________;
|
|
(наличие и характеристика стационарных постов полиции в месте массового пребывания людей, их дислокация, техническая оснащенность, режим службы)
|
Вид наряда
|
Количество
|
|
единиц
|
человек
|
|
Стационарный пост полиции
|
||
Пеший внутренний пост полиции
|
||
Суточный пост
|
||
12-часовой пост
|
||
8-часовой пост
|
||
Всего
|
д) __________________________________________________________________;
|
|
(сведения о наличии добровольной народной дружины или других организаций по охране общественного порядка)
|
_________________________________________________________________________ __;
(огнестрельное оружие и патроны к нему, количество отдельно по каждому виду, типу, модели; защитные средства, тип, количество; специальные средства, тип, количество; служебные собаки, есть, нет, если есть - сколько, какой породы)
_________________________________________________________________________ ___
(между постами: телефоны, радиостанции)
_________________________________________________________________________ ___
(между постами и дежурной частью: телефоны, радиостанции)
_________________________________________________________________________ ___
(телефоны частных охранных организаций, диспетчерских и дежурных служб (города, района)
_________________________________________________________________________ ___
(телефоны дежурных территориального органа безопасности, территориальных органов МВД России и МЧС России)
_________________________________________________________________________ ___
(телефоны исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления по подведомственности места массового пребывания людей)
_________________________________________________________________________ ___
(наименование ближайших подразделений аварийно-спасательных служб и расстояние до них, километров)
а) наличие и характеристика инженерно-технических средств
(ограждение места массового пребывания людей, инженерные заградительные сооружения, препятствующие несанкционированному проезду транспорта на территорию места массового пребывания людей, камеры системы видеоконтроля, места их расположения, устойчивость функционирования системы видеоконтроля, стационарные колонны (стойки) экстренного вызова наряда полиции и обратной связи с дежурной частью территориального органа МВД России, количество и места их расположения, опоры освещения, их количество, работоспособность, достаточность освещенности всей территории места массового пребывания людей)
_________________________________________________________________________ __;
(пожарная сигнализация, места расположения первичных средств пожаротушения)
в) система оповещения и управления эвакуацией
_________________________________________________________________________ ___
(характеристика, пути эвакуации)
N п/п
|
Наименование критического элемента или потенциально опасного участка
|
Выполнение установленных требований
|
Выполнение задачи по физической защите
|
Выполнение задачи по предотвращению террористического акта
|
Вывод о достаточности мероприятий по защите
|
Компенсационные мероприятия
|
а) _____________________________________________________________________;
|
|
(выводы о надежности охраны и способности противостоять попыткам совершения террористических актов и иных противоправных действий)
|
б) _____________________________________________________________________;
|
|
(первоочередные, неотложные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности, устранение выявленных недостатков)
|
в) _____________________________________________________________________;
|
|
(требуемое финансирование обеспечения мероприятий по антитеррористической защищенности места массового пребывания людей)
|
_________________________________________________________________________ ___
(дополнительная информация с учетом особенностей места массового пребывания людей)
Приложения:
|
1. Акт обследования места массового пребывания людей.
2. План-схема места массового пребывания людей с привязкой к местности и с указанием расположения объектов, находящихся на территории места массового пребывания людей и в непосредственной близости к нему, постов охраны, маршрутов патрулирования нарядов полиции, расположения инженерно-технических средств, расположения произведений монументального искусства, мест отдыха (лавочек, скамеек, детских площадок, летних кафе и др.), мусорных контейнеров.
3. Схемы коммуникаций места массового пребывания людей (водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и др.).
4. Инструкция по эвакуации людей.
5. Лист учета корректировок.
|
(правообладатель места массового пребывания людей)
(подпись)
|
(ф.и.о.)
|
Актуализирован "__" _________ 20__ г.
Требования
к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией
(утв. постановлением Правительство РФ от 25 марта 2015 г. N 272)
II. Категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения
6. Категорирование объектов (территорий) осуществляется на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), учитывающей их значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степень потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), а также возможных последствий их совершения.
Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах. Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве сотрудников (работников) и посетителей объекта (территории), которые могут погибнуть или получить вред здоровью, о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде в районе нахождения объекта (территории).
7. В качестве значений показателей критериев категорирования объектов (территорий) используются значения, определенные в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
8. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий):
а) категория 1 (высокая значимость) - масштаб ущерба в результате совершения террористического акта на объекте (территории) может приобрести федеральный или межрегиональный характер;
б) категория 2 (средняя значимость) - масштаб ущерба в результате совершения террористического акта на объекте (территории) может приобрести региональный или межмуниципальный характер;
в) категория 3 (низкая значимость) - масштаб ущерба в результате совершения террористического акта на объекте (территории) может приобрести муниципальный или локальный характер.
9. Для проведения категорирования объекта (территории) создается решением руководителя (собственника) органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия), в состав которой включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), представители территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
К работе комиссии могут привлекаться представители администрации муниципального образования и других организаций (по согласованию).
Комиссию возглавляет руководитель объекта или лицо, им уполномоченное.
10. В ходе работы комиссии на каждом объекте (территории) независимо от его категории выделяются потенциально опасные участки, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) критические элементы, совершение террористического акта на которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем, а также осуществляются анализ уязвимости объекта (территории) в целом и оценка эффективности существующей системы антитеррористической защищенности объекта (территории).
11. По результатам работы комиссии объекту (территории) присваивается категория и определяются мероприятия по обеспечению его антитеррористической защищенности.
12. Результаты работы комиссии оформляются актом, который составляется в 4 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
III. Паспорт безопасности объекта (территории)
14. Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на объекте (территории).
15. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией, подписывается всеми членами комиссии, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем (собственником) органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) либо лицом, им уполномоченным.
16. Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в 30-дневный срок со дня его разработки.
17. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности.
Решение о присвоении паспорту безопасности объекта (территории) грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 4 экземплярах.
Первый экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории), остальные экземпляры направляются в территориальный орган безопасности, территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории).
19. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже 1 раза в 3 года, а также в случае изменения:
а) основного вида деятельности объекта (территории);
б) общей площади и периметра объекта (территории);
в) количества потенциально опасных участков и критических элементов на объекте (территории);
г) базовых угроз террористического характера в отношении объекта (территории);
д) организации охраны и защиты объекта (территории);
е) мероприятий по инженерно-технической защите объекта (территории).
20. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, установленном для его разработки.
Изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причины и даты их внесения.
IV. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
22. Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) включают в себя:
а) разработку организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
б) определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) проведение учений и (или) тренировок с сотрудниками (работниками) объектов (территорий) по подготовке к действиям при угрозе совершения и при совершении террористических актов на объектах (территориях);
г) информирование сотрудников (работников) объектов (территорий) о требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и об организационно-распорядительных документах по пропускному и внутриобъектовому режимам на объектах (территориях);
д) исключение фактов бесконтрольного нахождения на потенциально опасных участках (критических элементах) объектов (территорий) посетителей, работников обслуживающих, ремонтных и иных сторонних организаций.
23. Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" на всех этапах их функционирования (проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт и утилизация (снос).
24. Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны.
По решению руководителя объекта объект (территория) может оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.
Наибольшая плотность инженерно-технических средств охраны создается на направлениях, ведущих к критическим элементам объекта (территории), на трудно просматриваемых участках периметра и уязвимых местах объекта (территории).
25. С учетом присвоенной объектам (территориям) категории к их инженерно-технической укрепленности, применяемым на них техническим средствам охранной, тревожной и пожарной сигнализации, контроля и управления доступом, оповещения и охранного освещения, а также к инфраструктуре их физической охраны предъявляются требования согласно приложению.
V. Порядок контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
27. Плановые проверки антитеррористической защищенности объектов (территорий) проводятся 1 раз в год в соответствии с планом-графиком в форме документарного контроля и выездного обследования антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Ежегодный план-график проведения таких плановых проверок разрабатывается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту расположения объектов (территорий) и доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте этого территориального органа.
28. О проведении плановой проверки антитеррористической защищенности объектов (территорий) органы (организации) - правообладатели объектов (территорий) уведомляются территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя этого территориального органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок не позднее 3 рабочих дней до начала ее проведения.
29. Основанием для проведения внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) является:
а) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований к антитеррористической защищенности объекта (территории);
б) поступление в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений антитеррористической защищенности объекта (территории), если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному, муниципальному имуществу или угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера либо повлекли причинение такого вреда или возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
в) приказ (распоряжение) руководителя территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
30. Перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий), определяется начальником территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации.
31. Срок проведения плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) не может превышать 30 рабочих дней.
32. Руководитель объекта по истечении сроков устранения выявленных недостатков, указанных в акте обследования объекта (территории), информирует территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о выполнении мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в течение 15 дней со дня окончания срока выполнения предписанных мероприятий.
33. Для контроля за выполнением руководителем объекта мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) приказом руководителя территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации назначается должностное лицо с правом проведения контрольной проверки по устранению недостатков.
34. По результатам проведения плановой или внеплановой проверки антитеррористической защищенности объектов (территорий) составляется акт в 2 экземплярах, который утверждается начальником территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и руководителем объекта или уполномоченными ими должностными лицами.
35. В случае выявления нарушений настоящих требований должностным лицом, проводящим проверку, руководителю объекта выдается предписание об устранении выявленных недостатков.
VI. Порядок действий при угрозе совершения или совершении террористического акта на объекте (территории)
37. При получении информации об угрозе совершения террористического акта осуществляются мероприятия по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объектов (территорий).
Режимы усиления противодействия терроризму предусматривают выполнение мероприятий, предусмотренных настоящими требованиями, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".
38. Руководитель объекта либо лицо, его замещающее, в случае поступления информации об угрозе совершения террористического акта или о совершении террористического акта:
а) оценивает реальность угрозы для сотрудников (работников) и посетителей объекта (территории) и объекта (территории) в целом;
б) уточняет у ответственного за обеспечение безопасности объекта (территории) лица (начальника службы безопасности, дежурного диспетчера, начальника отделения (старшего смены) охраны) сложившуюся на момент получения сообщения обстановку и возможное нахождение подозрительных лиц (предметов) на объекте (территории) или вблизи него;
в) обеспечивает усиление охраны объекта (территории) и доведение полученной информации до территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории);
г) обеспечивает приведение в повышенную готовность имеющихся в его распоряжении формирований гражданской обороны;
д) докладывает вышестоящему руководству о полученной информации и принятых мерах;
е) обеспечивает ограничение доступа посторонних лиц и транспортных средств на объект (территорию), за исключением транспортных средств и личного состава оперативных служб Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, машин скорой медицинской помощи;
ж) организует немедленную эвакуацию сотрудников (работников) и посетителей объекта (территории), не участвующих в локализации угрозы (ликвидации последствий) террористического акта, обеспечивает вывод из работы основного технологического оборудования с последующей эвакуацией работающего персонала при угрозе влияния производственного процесса, осуществляемого на объекте (территории), на размер ущерба в результате террористического акта;
з) обеспечивает подготовку помещений для работы штаба контртеррористической операции, оповещение и сбор специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих подразделений оперативных служб, представление необходимых документов;
и) осуществляет иные действия, направленные на обеспечение безопасности сотрудников (работников) и посетителей объекта (территории), а также на оказание помощи прибывшим на объект (территорию) подразделениям экстренных служб.
Приложение
к требованиям к антитеррористической
защищенности объектов (территорий),
подлежащих обязательной охране полицией
к инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), применяемым на объектах (территориях) техническим средствам охранной, тревожной и пожарной сигнализации, контроля и управления доступом, оповещения и охранного освещения, а также к инфраструктуре физической охраны объектов (территорий)
II. Технические средства охраны объектов (территорий)
27. Техническими средствами охраны оборудуются помещения с постоянным или временным хранением материальных ценностей, а также все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба).
28. Количество шлейфов охранной сигнализации определяется тактикой охраны, размерами зданий, строений, сооружений, этажностью, количеством уязвимых мест, а также точностью определения места проникновения для быстрого реагирования на извещения о тревоге.
В помещениях с круглосуточным нахождением персонала охранной сигнализацией оборудуются отдельные участки периметра помещения, а также сейфы и металлические шкафы для хранения ценностей и документов.
29. Здания, строения, сооружения, расположенные на объектах (территориях) категории 1, оборудуются не менее чем 3 рубежами охранной сигнализации, здания, строения, сооружения, расположенные на объектах (территориях) категории 2 и 3, - не мене чем 2.
Первым рубежом охранной сигнализации в зависимости от вида предполагаемых угроз блокируются входные двери, ворота, деревянные, стеклянные и остекленные конструкции, вентиляционные короба, дымоходы, места ввода (вывода) коммуникаций сечением более 200 х 200 миллиметров, а также стены, перекрытия и перегородки, за которыми размещаются помещения других собственников.
Вторым рубежом охранной сигнализации защищаются объемы помещений на "проникновение" с помощью объемных извещателей различного принципа действия.
Третьим рубежом охранной сигнализации в помещениях блокируются отдельные предметы, сейфы, металлические шкафы, предназначенные для хранения документов и материальных ценностей.
30. Система охранной сигнализации должна обеспечивать автоматический переход на электропитание от автономного источника. Длительность работы системы охранной сигнализации от автономного источника электропитания должна составлять не менее 24 часов в дежурном режиме и не менее 3 часов в режиме "Тревога". При переходе на резервное электропитание должны выдаваться соответствующие сигналы в звуковой и световой формах.
31. Для передачи тревожных извещений объект (территория) оборудуется устройствами тревожной сигнализации (механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, педалями). Ручные и ножные устройства тревожной сигнализации устанавливаются скрытно.
32. Система контроля и управления доступом должна обеспечивать:
а) защиту от несанкционированного доступа на охраняемый объект (помещение, зону) в режиме снятия его с охраны;
б) контроль и учет доступа работников (посетителей) на охраняемый объект (помещение, зону) в режиме снятия его с охраны;
в) автоматизацию процессов взятия (снятия) охраняемого объекта (помещения, зоны) с помощью средств идентификации системы контроля и управления доступом в составе устройств и приборов охранной сигнализации;
г) возможность интеграции с системами охранной сигнализации и охранного телевидения;
д) возможность непрерывной работы с учетом проведения регламентного технического обслуживания.
33. Преграждающие устройства системы контроля и управления доступом должны иметь:
а) защиту от прохода через них одновременно 2 или более человек;
б) возможность механического аварийного открывания в случае пропадания электропитания или возникновения чрезвычайных ситуаций.
34. Система аварийного открывания преграждающих устройств системы контроля и управления доступом должна быть защищена от возможности использования ее для несанкционированного проникновения.
Считывающие устройства защищаются от манипулирования путем перебора или подбора идентификационных признаков.
35. Системы досмотра должны обеспечивать:
а) надежное обнаружение объектов поиска;
б) помехозащищенность от внешних источников электромагнитных излучений;
в) эффективную биологическую защиту, допускающую нахождение оператора в непосредственной близости от рентгеновского аппарата;
г) специальное конструктивное решение, исключающее действие комплекса на компьютеры и средства связи;
д) безопасность воздействия на человека и окружающую среду;
е) возможность интеграции с системами охранной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения;
ж) экологическую безопасность и электромагнитную совместимость.
36. Стационарные и мобильные средства радиационного контроля должны обеспечивать выявление предметов и лиц с повышенным радиационным фоном.
37. Система охранного телевидения должна обеспечивать:
а) разграничение полномочий доступа к управлению системой в целях предотвращения несанкционированных действий;
б) оперативный доступ к видеозаписи и видеоархиву путем установления времени, даты и идентификатора телекамеры;
в) видеоверификацию тревог (подтверждение обнаружения проникновения) - подтверждение с помощью видеонаблюдения факта несанкционированного проникновения в зоне охраны и выявление ложных срабатываний;
г) прямое видеонаблюдение оператором (дежурным) зоны охраны;
д) запись видеоинформации в архив для последующего анализа состояния охраняемого объекта (зоны), тревожных ситуаций, идентификации нарушителей;
е) выдачу сигнала тревоги при возникновении изменений в зоне наблюдения отдельных телевизионных камер (видеодетектор движения), сопровождающуюся записью видеоинформации, с формированием произвольной конфигурации чувствительной зоны видеодетектора;
ж) возможность интеграции с системами охранной сигнализации, контроля и управления доступом.
38. Видеокамеры системы охранного телевидения должны работать в непрерывном режиме.
39. Устройства видеозаписи должны обеспечивать запись и хранение видеоинформации в следующих режимах:
а) непрерывная видеозапись в реальном времени;
б) видеозапись отдельных фрагментов или видеокадров по срабатыванию охранных извещателей, по детектору движения или по заданному времени.
40. Режим записи и время хранения видеоинформации должны устанавливаться в зависимости от условий и режима охраны объекта.
В режиме записи отдельных фрагментов или видеокадров видеоизображение должно записываться по принципу "кольцевого буфера" так, чтобы обеспечить запись "предтревожной ситуации".
41. Система оповещения должна обеспечивать:
а) подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей;
б) трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
в) возможность выдачи речевых сообщений в автоматическом режиме и в ручном режиме через микрофон;
г) автоматический переход на электропитание от резервного источника.
42. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений.
Управление системой оповещения должно осуществляться из специального помещения.
43. Система охранного освещения должна обеспечивать:
а) возможность автоматического включения дополнительных источников света на отдельном участке (зоне) охраняемой территории (периметра) при срабатывании охранной сигнализации;
б) ручное управление работой освещения из помещения контрольно-пропускного пункта или помещения охраны;
в) совместимость с техническими средствами охранной сигнализации и охранного телевидения;
г) непрерывность работы освещения на контрольно-пропускном пункте, в помещениях и на постах охраны.
44. Сеть аварийного освещения должна автоматически переходить на питание от резервного источника.
45. Управление включением охранного освещения на объектах (территориях) категорий 1 и 2 должно осуществляется с центрального поста охраны и автоматически при срабатывании периметральных извещателей системы охранной сигнализации.
46. На объектах (территориях) категорий 1 и 2 должны обеспечиваться условия видимости прилегающей к объекту территории в ночное время суток при искусственном электроосвещении.
III. Инфраструктура физической охраны объектов
48. На объектах (территориях), на которых установлен пропускной режим или планируется его введение, обустраиваются контрольно-пропускные пункты для прохода людей и проезда транспорта.
Контрольно-пропускные пункты для пропуска людей на объект (территорию) обустраиваются в специально построенных (выделенных) зданиях или на входе в охраняемое помещение.
49. В зависимости от места обустройства на контрольно-пропускных пунктах оборудуются:
а) проходная;
б) помещение для хранения и оформления пропусков (карт);
в) камера для хранения личных вещей сотрудников (работников) и посетителей объекта (территории);
г) комната досмотра;
д) досмотровая площадка для досмотра транспортных средств;
е) помещение (кабина) для сотрудников подразделения охраны и размещения технических средств охраны;
ж) комната отдыха и приема пищи для сотрудников подразделения охраны;
з) система контроля и управления доступом. Допускается интегрирование системы контроля и управления доступом с техническими средствами обнаружения запрещенных к проносу предметов и материалов.
50. Все входы в помещение контрольно-пропускного пункта, а также управляемые преграждающие конструкции оборудуются замковыми устройствами и средствами охранной сигнализации, которые выдают сигнал тревоги при попытке преодоления нарушителем этих конструкций путем их вскрытия и (или) разрушения.
51. При организации доступа на объект (территорию) ворота, калитки, двери, турникеты или шлагбаумы должны располагаться последовательно на расстоянии, обеспечивающем размещение между ними 1 человека или 1 единицы транспортного средства, образуя "шлюз".
52. Контрольно-пропускные пункты, предназначенные для пропуска автомобильного и железнодорожного транспорта, располагаются на периметре объекта (территории) с его внешней или внутренней стороны.
Ограждение транспортного контрольно-пропускного пункта оборудуется средствами охранной сигнализации и системой раннего реагирования.
Ворота транспортного контрольно-пропускного пункта оборудуются замковыми устройствами и средствами охранной сигнализации. Если интенсивность движения автомобильного транспорта превышает 10 машин в час, ворота оборудуются электроприводами.
Для досмотра транспорта оборудуются досмотровые площадки, эстакады, досмотровые ямы, а для досмотра железнодорожного транспорта - вышки с площадками, на которых устанавливаются скрытые кнопки тревожной сигнализации.
Для досмотра транспорта снизу и сверху допускается применение средств охранного телевидения.
53. Центральный пост охраны объектов (территорий) категорий 1 и 2 обеспечивается прямым городским номером с телефонным аппаратом, не подключаемым к сети электропитания, а также средствами проводной связи и радиосвязи с постами охраны.
54. Посты охраны объектов (территорий) всех категорий оборудуются тревожной сигнализацией с выводом на пункт централизованного наблюдения и обеспечиваются телефонной связью с абонентами внутренней автоматической телефонной связи объекта (территории), средствами проводной и радиосвязи с центральным постом охраны.
55. Для патрулирования объектов (территорий) и прилегающей к ним территории, усиления их охраны допускается использование сторожевых собак.
|
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272 |
паспорта безопасности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией
___________________
(гриф или пометка)
Экз. N ____
|
УТВЕРЖДАЮ
|
|||
(руководитель (собственник) органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), либо лицо, им уполномоченное)
|
|||
(подпись)
|
(ф.и.о.)
|
||
"____" ______________ 20__ г.
|
СОГЛАСОВАНО
|
СОГЛАСОВАНО
|
|||||
(руководитель территориального органа безопасности)
|
(руководитель территориального органа МВД России)
|
|||||
(подпись)
|
(ф.и.о.)
|
(подпись)
|
(ф.и.о.)
|
|||
"____" _______________ 20__ г.
|
"____" _______________ 20__ г.
|
СОГЛАСОВАНО
|
||||
(руководитель территориального органа МЧС России)
|
||||
(подпись)
|
(ф.и.о.)
|
|||
"____" _______________ 20__ г.
|
________________________________________________________________
(наименование объекта (территории)
г. _________________________________________
(наименование населенного пункта)
20___ г.
(полное и сокращенное наименования объекта (территории), время введения в эксплуатацию)
_________________________________________________________________________ ___
(почтовый адрес, телефон, факс, телетайп, мобильная связь)
_________________________________________________________________________ ___
(ведомственная принадлежность, основной вид деятельности объекта (территории)
_________________________________________________________________________ ___
(вышестоящая (головная) организация: почтовый адрес, телефон, факс, телетайп)
_________________________________________________________________________ ___
(форма собственности (федеральная, региональная, муниципальная, частная)
_________________________________________________________________________ ___
(для акционерных обществ и товариществ - доля государства в уставном капитале)
_________________________________________________________________________ ___
(режим работы объекта (территории)
_________________________________________________________________________ ___
(общая площадь объекта (территории), кв. метров)
_________________________________________________________________________ ___
(протяженность периметра объекта (территории), метров)
_________________________________________________________________________ ___
(категория объекта (территории)
_________________________________________________________________________ ___
(ф.и.о. руководителя объекта, служебный, мобильный, домашний телефоны)
_________________________________________________________________________ ___
(ф.и.о. заместителя руководителя объекта по безопасности, служебный, мобильный, домашний телефоны)
_________________________________________________________________________ ___
(ф.и.о. руководителя подразделения охраны, служебный, мобильный, домашний телефоны)
_________________________________________________________________________ ___
(краткая характеристика местности в районе расположения объекта (территории)
_________________________________________________________________________ ___
(рельеф, прилегающие лесные массивы, возможность скрытного подхода к объекту (территории)
_________________________________________________________________________ ___
(здания, строения, сооружения, автостоянки, расположенные на объекте (территории)
N п/п
|
Наименование
объекта |
Характеристика
объекта по видам значимости и опасности |
Сторона
расположения объекта |
Расстояние
до объекта (метров) |
N п/п
|
Вид транспорта
и транспортных коммуникаций
|
Наименование
объекта транспортной коммуникации
|
Расстояние
до транспортных коммуникаций (метров) |
1
|
Автомобильный (магистрали, шоссе, дороги, автовокзалы, автостанции)
|
||
2
|
Железнодорожный (железнодорожные пути, вокзалы, станции, платформы, переезды)
|
||
3
|
Воздушный (аэропорты, аэровокзалы, военные аэродромы, вертолетные площадки, взлетно-посадочные полосы)
|
||
4
|
Водный (морские и речные порты, причалы)
|
(численность сотрудников (работников) объекта (территории)
_________________________________________________________________________ ___
(средняя и максимальная посещаемость объекта (территории), количество одновременно пребывающих людей)
_________________________________________________________________________ ___
(сведения об арендаторах объекта (территории)
а) запретные или режимные зоны
N п/п
|
Наименование запретной
или режимной зоны
|
Площадь
(кв. метров)
|
Протяженность границ зоны (метров)
|
N п/п
|
Наименование потенциально опасного участка или критического элемента
|
Количество работающих (человек)
|
Характер возможной чрезвычайной ситуации
|
а) __________________________________________________________________; |
|
|
(описание возможных противоправных действий (совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на причинение вреда жизни и здоровью людей, разрушение объекта (территории) или его части, угроза совершения указанных действий, захват заложников, вывод из строя или несанкционированное вмешательство в работу различных коммуникаций, иные ситуации) |
б) ___________________________________________________________________
|
|
(зафиксированные диверсионно-террористические проявления в отношении объекта (территории) или в районе его расположения, их краткая характеристика)
|
N п/п
|
Террористическая угроза
|
Прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта (человек)
|
Прогнозируемый размер материального ущерба (тыс. рублей)
|
||
персонал объекта (территории)
|
персонал охраны
|
посетители
|
|||
а) __________________________________________________________________;
|
|
(наименование подразделения вневедомственной охраны полиции, обеспечивающего охрану объекта (территории)
|
б) __________________________________________________________________;
|
|
(характеристика группы быстрого реагирования или тревожной (резервной) группы (численность, вооружение, время прибытия от места постоянной дислокации до наиболее удаленных точек объекта (территории)
|
в) __________________________________________________________________;
|
|
(количество и местоположение помещений охраны (постов охраны, контрольно-пропускных пунктов, пульта охраны и т.д.)
|
г) __________________________________________________________________;
|
|
(территориальный орган МВД России, направляющий при необходимости резерв, сведения о наличии добровольной народной дружины или других организаций по охране общественного порядка)
|
Вид наряда
|
Количество
|
|
единиц
|
человек
|
|
Караул
|
||
Внешний пост
|
||
Внутренний пост
|
||
Суточный пост
|
||
12-часовой пост
|
||
8-часовой пост
|
||
Всего
|
_________________________________________________________________________ ___
(огнестрельное оружие и патроны к нему, количество (отдельно по каждому виду, типу, модели); защитные средства, тип, количество; специальные средства, тип, количество; служебные собаки, есть, нет, если есть - сколько, какой породы)
_________________________________________________________________________ ___
(между постами: телефоны, радиостанции)
_________________________________________________________________________ ___
(между постами и центральным пунктом: телефоны, радиостанции центрального пункта)
_________________________________________________________________________ ___
(номера телефонов частных охранных организаций, диспетчерских и дежурных служб (города, района)
_________________________________________________________________________ ___
(номера телефонов дежурного территориального органа безопасности, территориальных органов МВД России и МЧС России)
_________________________________________________________________________ ___
(наименование ближайших подразделений аварийно-спасательных служб и расстояние до них, км)
а) средства инженерно-технической укрепленности объекта (территории)
_________________________________________________________________________ __;
(виды, характеристика и места установки)
_________________________________________________________________________ __;
(характеристика системы оповещения; количество входов, аварийных выходов, подъездных коммуникаций, путей эвакуации; количество собственного и (или) привлеченного на договорной основе автотранспорта для эвакуации людей и имущества при угрозе совершения террористических актов, автотранспортных средств, реквизиты договоров с автохозяйствами и телефоны их диспетчерских служб)
_________________________________________________________________________ __;
(наличие и укомплектованность медпунктов, их размещение, наличие аптечек первой медицинской помощи, другого медицинского оборудования для оказания экстренной медицинской помощи, наличие подготовленного персонала и т.д.)
_________________________________________________________________________ ___
(меры по обеспечению пожарной безопасности объекта (территории), места расположения пожарных водоемов, пожарных гидрантов и первичных средств пожаротушения)
N п/п
|
Наименование критического элемента или потенциально опасного участка
|
Выполнение установленных требований
|
Выполнение задачи по физической защите
|
Выполнение задачи по предотвращению террористического акта
|
Вывод о достаточности мероприятий по защите
|
Компенсационные мероприятия
|
а) выводы о надежности охраны объекта (территории) и способности противостоять попыткам несанкционированного проникновения на объект (территорию) для совершения террористических актов и иных противоправных действий ____________ _________________________________________________________________________ __;
б) первоочередные, неотложные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности, устранение выявленных недостатков: ___________ _________________________________________________________________________ ___
12. Дополнительная информация с учетом особенностей объекта (территории) ___ _________________________________________________________________________ ___
Приложения:
|
1. Акт обследования объекта (территории).
2. Ситуационный план объекта (территории) с обозначением его критических элементов (коммуникации, планы и экспликации отдельных зданий и сооружений или их частей), содержащий все изменения его строительной части.
3. План и схема охраны объекта (территории) с указанием контрольно-пропускных пунктов, постов охраны, инженерно-технических средств и уязвимых мест.
4. Поэтажные планы объекта (территории) (подвальное помещение, этажи) с указанием путей эвакуации.
5. Схемы коммуникаций объекта (территории) (водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, вентиляции).
6. Инструкция по эвакуации сотрудников (работников) и посетителей объекта (территории).
7. Лист учета корректировок.
|
Члены комиссии:
|
____________________
(подпись)
|
____________________
(ф.и.о.)
|
____________________
(подпись)
|
____________________
(ф.и.о.)
|
|
____________________
(подпись)
|
____________________
(ф.и.о.)
|
Руководитель объекта
|
_____________________
(подпись)
|
__________________
(ф.и.о.)
|