Правовая коллизия

В пресс-центре "Парламентской газеты"  член Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный провел круглый стол: "Развитие институтов детективной и охранной деятельности в России".  

За три последних года в Госдуму внесен 21 законопроект по развитию охранного и детективного законодательства, а принято – только 5 (16 – отклонено или отозвано самими авторами). Принятые законы ввели 7 новелл, в числе которых: разрешена частная охрана на объектах антитеррористической защищенности; охрана объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств должна осуществляться с учетом требований законодательства о транспортной безопасности; частным охранникам предоставлено право применять физическую силу во всех случаях, когда законом им разрешено применение спецсредств или огнестрельного оружия; частными охранниками не могут стать административные правонарушители. 
 
Известно, что "Закон о частной охранной и детективной деятельности" имеет советское послевкусие, поскольку из-за расставленных в нем акцентов этот закон защищает не человека, как следовало бы, а имущество. Ни о каком частно-государственном партнерстве речь здесь не идет. Тем не менее указанная проблема всё громче напоминает о себе. Покажем на примере транспортной безопасности,какие трудности приходится преодолевать в данном правовом поле частным охранным организациям. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 534-ФЗ субъекты транспортной безопасности могут заключать договора с получившими аккредитацию ЧОО. Однако в Едином тарифном классификационном справочнике работ и профессий отсутствует перечень специальностей и должностей работников и специалистов сил и подразделений транспортной безопасности. По этой причине затруднены разработка и утверждение организационно-штатных структур органов транспортной безопасности, затруднена разработка профессиональных стандартов, согласно которым ЧОО имели бы возможность осуществлять деятельность по обеспечению транспортной безопасности. Понятно, что необходимо дополнить Единый тарифный классификационный справочник работ и профессий соответствующими должностями и специальностями. Эту задачу должны решать федеральные органы исполнительной власти в тесном взаимодействии сообществом НСБ.
 
– Развитие профессиональной стандартизации в области негосударственной сферы безопасности – одно из важнейших направлений работы по обеспечению условий для оказания качественных охранных услуг, – отметил депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  Анатолий Выборный.

А.Б.Выборный

Разработчики стандартов охранной деятельности предусматривают нормативное закрепление трудовых функций работников и требований, предъявляемых к ним. Предлагается ввести новые профессии. В этой связи проходят соответствующие согласования с органами МВД, Общероссийским профсоюзом НСБ, объединениями работодателей НСБ. Учитываются сделанные их экспертами замечания.  

– Данные стандарты находятся в разработке Минтруда, и на их основе в ближайшее время будет наконец принят нормативный акт, который четко определит должностные обязанности работников, охраняющих вверенные им объекты.  Следует отметить, что такие стандарты ложатся в основу разрабатываемой программы обучения, по которой будут готовиться специалисты охранного дела. А значит, охранному сообществу необходимо принимать непосредственное участие в разработке стандартов, чтобы в конечном итоге поднять оказание охранных услуг на значительно более качественный, чем сегодня, уровень, –  разъяснил президент СРО Ассоциации "Школа без опасности" Сергей Саминский.

С.В.Саминский, А.Б.Корсак

Был затронут вопрос о правовой природе детективной деятельности. Известно, что детективная работа имеет большое значение для обеспечения экономической безопасности как малого, так и среднего бизнеса. Однако действующее законодательство не позволяет в полной мере реализовать имеющиеся у детективов возможности более эффективно отстаивать интересы граждан и юридических лиц при пресечения правонарушений, раскрытии преступлений и оказании содействия органам внутренних дел.

– Расширение прав детективов и выделение их в отдельную нормативно-законодательную структуру крайне необходимо. Бóльшая упорядоченность в этом отношении на законодательном уровне, безусловно будет способствовать укреплению экономического суверенитета предприятий и позволит гораздо успешней бороться с преступностью,– подчеркнул президент Ассоциации детективных и охранных предприятий "Лига безопасности" Николай Дружинин.

Н. К. Дружинин

Одной из основных тем обсуждения явились партнерские отношения в сфере НСБ, своего рода реперные точки, отталкиваясь от которых государство и НСБ могут в дальнейшем строить взаимоотношения между собой. В связи с этим, как отметил член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Общероссийского Профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин, “наличие избыточных или дублирующих контролирующих процедур на предмет как должна быть регламентирована деятельность частных охранников и детективов, каким должен быть контроль и надзор за сферой НСБ до 2020 года на уровне экономического спада и оттока профессиональных кадров,  явно тормозит эффективное развитие отрасли. Охранное сообщество НСБ  неоднократно заостряло внимание на этом. По итогам трех Всероссийских совещаний НСБ, сооргонизатором которых являлся Координационный совет НСБ России, нашими экспертами на уровне Государственной Думы РФ, Совета Федерации, Общественной палаты РФ, Комитета по безопасности предпринимательской деятельности и противодействию коррупции Торгово-промышленной палаты РФ, Московской городской Думы была разработана Концепция развития отрасли 2020, представляющая пути решения проблем. Мы выстраиваем частно-государственные партнерские отношения,  прежде всего в рамках саморегулирования, самоконтроля, разработки отраслевых профессиональных стандартов. Укрепляем общественно-государственое партнерство с выходом на отраслевое трехстороннее соглашение с участием профсоюзов, работодателей и органов исполнительной власти. Развиваем правовые институты общественного контроля, деловой репутации, компетенций и квалификаций отраслевых предприятий, которые должны стать основным критерием при госзакупках. Выполняя качественные услуги для заказчика, мы должны быть дееспособными и компетентными в Негосударственной сфере безопасности".  

Развитию отрасли НСБ способствует формирование и совершенствование (в рамках процесса саморегулирования) административной надстройки в сфере НСБ. Это позволяет систематизировать и консолидировать отрасль, разрабатывать единые профессиональные стандарты. 
– Необходимо поднимать проблемы в трудовых коллективах и решать их на законодательном уровне, для того чтобы все механизмы могли заработать с наибольшей отдачей, – разъяснил свою позицию председатель Правления СРО СОЮЗ частных предприятий безопасности (Союз СРО НСБ) Валерий Мунько, говоря об институте лоббизма в отрасли НСБ.
 
Заканчивая встречу, Александр Корсак напомнил, что “критерием совершенства любого закона является практика. Необходимо менять правовые регуляторы с учетом внешних и внутренних изменений. Стратегическая цель – максимальное использование потенциала негосударственных структур безопасности, представляющего все силы и средства обеспечения общественной безопасности России".

 

 

Источник: Медиапортал о безопасности «Хранитель»