РСПП: О состоянии работы по планированию и осуществлению закупок охранных услуг

РСПП: О состоянии работы по планированию и осуществлению закупок охранных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Московской области

 

28 февраля 2020 г. состоялось расширенное заседание Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности совместно с Московским областным региональным отраслевым объединением работодателей Федерального координационного центра руководителей охранных услуг на тему: «О состоянии работы по планированию и осуществлению закупок охранных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Московской области».

Цель мероприятия: Системное развитие партнёрских отношений между органами государственной и муниципальной власти Московской области и отраслевыми объединениями охранных организаций Московской области в интересах формирования цивилизованного рынка охранных услуг.

По данным Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии по Московской области по состоянию на январь текущего года на учете в подразделениях ЦЛРР Росгвардии по Московской области числится 1350 частных охранных организаций (из них с оружием 389), в которых трудится 43 350 охранников. Под охраной находится 67 255 объектов.
В вопросах оплаты охранных услуг на объектах, финансируемых за счёт государственного и муниципального бюджета, есть проблемы, которые требуют скорейшего разрешения.

Заказчик услуг, который в соответствии с законом 44-ФЗ формирует начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК), изначально не позволяющую заплатить охраннику минимальный размер оплаты труда и оплатить налоги в бюджет, фактически подталкивает руководителей охранных организаций на правонарушения, когда будет нарушаться какое-либо законодательство: налоговое, либо трудовое, либо профильное о частной охранной деятельности.

Все это соответствующим образом сказывается и на качестве охранных услуг на государственных и муниципальных объектах.
Крупнейшие охранные структуры, имеющие высококвалифицированный персонал, позволяющие себе иметь в штате специалистов для дополнительной подготовки охранников и осуществления контроля за ними на объектах охраны, не могут быть конкурентоспособны на таких торгах, в первую очередь, перед организациями, работающими по упрощенной схеме налогообложения.

Серьезная работа по разъяснению недопустимости применения цен ниже расчетной минимальной цены затрат, да и по доказательству самой возможности расчета такой минимальной цены была проведена на площадке Общественной палаты Российской Федерации.
Рабочей группой Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка выработаны соответствующие рекомендации и разработана Методика определения минимальной стоимости услуг по постовой охране.

В то же время законодательство о закупках устанавливает для формирования НМЦК приоритетным метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Затратный метод применяется в исключительных случаях (если другие методы применить нет возможности) или как дополнительный.

Мы говорим, что кроме этой стороны медали, с изначально заниженными начальными (максимальными) ценами контрактов, которые не позволяют осуществлять охранную деятельность без нарушения действующего законодательства – трудового, налогового, регулирующего отношения в частной охранной деятельности, существует вторая сторона медали.

Даже в случае торгов, которые проводятся с НМЦК, позволяющими обеспечить достаточный уровень качества охранных услуг и осуществлять охранную деятельность без нарушения действующего законодательства, сами игроки допускают демпинговое снижение цен ниже пороговых, основанных на Методике определения НМЦК, утвержденной Общественной палатой РФ.

Мало того, на сегодняшний день в частном охранном сообществе сложилась существенная мощная прослойка частных охранных организаций, прямо специализирующихся на захвате рынка государственных объектов за счет необоснованного демпингового снижения цен. И разработка механизмов борьбы с такими игроками на рынке, решение проблемы обоснованности НМЦК, также выходит на первый план.

На практике получается «замкнутый круг». Какой-либо «делец от охраны» демпингуя выигрывает конкурс, занижая цены, которые, соответственно, отражаются на сайте закупок. Эти же заниженные цены впоследствии используются другими заказчиками, сформированная таким образом НМЦК опять демпингуется другими дельцами и так далее.

На сегодняшний день серьезные подвижки сделаны в этих вопросах. В составе Координационных советов по вопросам частной охранной деятельности при Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Координационный совет Росгвардии) созданы Комиссии по вопросам повышения качества охранных услуг, предоставляемых частными охранными организациями. Координационным советом Росгвардии для работников подразделений лицензионно-разрешительной работы разработана Методика по выявлению охранных организаций, осуществляющих свою деятельность с системными нарушениями действующего законодательства, где определены маркеры, по которым такие организации могут быть выявлены. Но для того, чтобы этот механизм заработал в полном объеме, к его реализации должны активно подключаться территориальные объединения работодателей, которые, собственно, мониторингом этого рынка и занимаются.

Вместе с тем в соответствии с частью 20 статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг по обеспечению государственных и муниципальных нужд» имеется возможность установить особый порядок формирования НМЦК в отдельных сферах деятельности и наделить Росгвардию, как госрегулятора в сфере частной охранной деятельности, полномочиями по установлению такого порядка.

В данной части у Росгвардии уже имеется положительный опыт по разработке и утверждению Методики установления тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе.

Учитывая достаточно серьезную ситуацию, связанную с качеством охранных услуг, оказываемых частными охранными структурами на государственных и муниципальных объектах, в первую очередь, к которым установлены особые требования по их антитеррористической безопасности, предлагается принять соответствующее постановление Правительства Российской Федерации.

Эксперты охранного сообщества убеждены, что при положительном решении проблемы о том, чтобы НМЦК не опускалась ниже расчетной минимальной цены затрат, то помимо устранения причин нарушения налогового и трудового законодательств на бюджетный рынок выйдут крупные профессиональные организации, способные обеспечить высокое качество охраны, что в свою очередь повысит состояние общественной безопасности и правопорядка.

Суть и пути решения проблемы:

На сегодняшний день разработан и оформлен официальными рекомендациями Общественной палаты Российской Федерации ряд предложений, направленных на нормализацию рынка охранных услуг, оказываемых в интересах государственных и муниципальных заказчиков, включая методику расчёта минимальной стоимости услуг по охране.

Основой рекомендаций является постулат о том, что для услуг по физической охране объектов может быть рассчитана предельная минимальная цена услуги, падение ниже которой означает, что организация, оказывающая данную услугу, осуществляет свою деятельность с нарушением налогового, трудового законодательства и законодательства, регулирующего охранную деятельность. Рассчитывается эта предельная минимальная цена услуги на основе минимального размера оплаты труда, установленного в соответствующем регионе.
В то же время законодательство о закупках устанавливает для формирования НМЦК приоритетным метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Затратный метод применяется в исключительных случаях (если другие методы применить нет возможности) или как дополнительный.

Решением указанного противоречия могло бы стать установление особого порядка формирования НМЦК в сфере частной охранной деятельности.

Регулирование труда охранников в рамках действующих норм Трудового кодекса Российской Федерации не учитывает всех особенностей охранной деятельности, в первую очередь, при перевозке охраняемых грузов на дальние расстояния, а также работе на удаленных объектах, в том числе вахтовым методом. Особенностью оказания охранных услуг являются:

- обязательность официальной передачи охраняемого объекта (имущества);
- обязанность находиться в постоянной готовности к отражению нападения на охраняемый объект (имущество), вне зависимости от нахождения его непосредственно на посту охраны либо в режиме отдыха в ином месте.

Также законодательством предусмотрены специфические условия для подготовки и оценки квалификации охранников на базе организаций, созданных в соответствии с особыми требованиями как к самим образовательным организациям, так и к их учредителям.
В соответствии с положениями законодательства такие особенности должны быть также закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации.

По итогам мероприятия планируется:

Обратится к Правительству Московской области о создании совместной рабочей группы с привлечением представителей Московского областного регионального отраслевого объединения работодателей Федерального координационного центра руководителей охранных услуг и других заинтересованных экспертов к мероприятиям по планированию, подготовке и проведению закупок по охране и обеспечению безопасности объектов бюджетной сферы.

Рекомендовать руководителям охранных объединений и организаций, работающих в Московской области:

  • принять меры по повышению качества обеспечения охранных услуг, в первую очередь на объектах, финансируемых за счет средств государственного и муниципальных бюджетов, с использованием для формирования НМЦК разработанной Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС) Методики расчета минимальной стоимости охранных услуг;
  • проводить мониторинг НМЦК и итоговой цены контракта, по которым осуществляется закупка охранных услуг, финансируемых за счет средств государственного и муниципальных бюджетов;
  • активно участвовать в работе межведомственной постоянно действующей Комиссии по вопросам повышения качества охранных услуг, предоставляемых частными охранными организациями, при Координационном совете по вопросам частной охранной деятельности Росгвардии Московской области с целью оперативного реагирования на информацию о нарушениях налогового, трудового и охранного законодательства заказчиками охранных услуг и (или) частными охранными организациями;
  • организовать работу по доведению рекомендаций Общественной палаты Российской Федерации до субъектов охранного рынка и максимально широкого круга заказчиков охранных услуг, финансирование которых осуществляется за счет средств государственного и муниципального бюджетов, а также организовать в данной части соответствующую разъяснительную работу с использованием СМИ;
    способствовать развитию общественно-государственного партнерства в сфере охраны и безопасности. Актуализировать разработку и принятие отраслевых соглашений с исполнительными органами власти субъектов Федерации и профессиональными союзами в сфере охраны и безопасности, с принятием в дальнейшем норм, обязательных к исполнению всеми участниками рынка охранных услуг, направленных на повышение качества их предоставления.

Заслушав доклад: "Об актуальных проблемах частного охранного бизнеса на современном этапе" Гаврилова Михаила Алексеевича, заместителя председателя Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности и выступления участников расширенного заседания «О состоянии работы по планированию и осуществлению закупок охранных услуг для обеспечения негосударственных нужд в Московской области».

Комиссия решила:

  1. Развернуть целенаправленную работу с использованием возможностей РСПП с органами государственной власти, крупного, среднего, малого предпринимательства и их бизнеса по поддержке предложенных к исполнению мер разработанного Минэкономразвития России и утвержденного Указом Президента Российской Федерации Национального Проекта - «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусматривающего совершенствование российского законодательства, развитие системы льготного кредитования субъектов МСП, консультационную, образовательную поддержку, организацию цифрового экопространства, а так же пропаганду предпринимательства путем отражения конкретных показателей в программах, «дорожных картах», планах с определением средств, сроков и конкретных исполнителей;
  2. В целях определения единых подходов и исключения снижения действенности заявленных мер на различных уровнях государственной власти, предложить совершенствование законодательной базы и правового регулирования касающихся предпринимательской деятельности малого, среднего предпринимательства осуществлять через систему законов прямого действия, что позволит ограничить произвольность регулятивных и иных изменений, дополнений и субъективных решений по необоснованному вмешательству в деятельность субъектов малого бизнеса;
  3. В целях устранения административных ограничений, непродуктивно влияющих на состояние и развитие частных охранных предприятий, как представителей среднего и малого бизнеса, организовать проведение анализа полномочий контролирующих их деятельность органов, их функций с целью устранения необоснованного дублирования, излишнего административного регулирования, упорядочения разрешительных, контрольных и надзорных функций по отношению к субъектам частной охранной деятельности;
  4. Представляется целесообразным, предложить сократить и четко регламентировать проверки малых и средних частных предприятий охранной деятельности, несогласованно проводимые различными ведомствами; Применение внеплановых проверок необходимо ограничить причинами явного несоответствия обеспечения безопасности предоставляемых услуг, грубого нарушения установленных стандартов, защиты интересов социально уязвимых групп населения, пресечения практики введения в заблуждение потребителей;
  5. Предложить от имени частного охранного сообщества рассмотреть возможность законодательного ограничения неналоговых платежей, взимаемых многочисленными органами власти, контролирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при обращении предпринимателей за получением различных разрешений и справок, необходимость получения которых устанавливается нормативными актами и связана с выполнением возложенных на эти органы функциями;
  6. Предлагается, более расширенно использовать коммуникационные возможности Комиссии РСПП по взаимодействию с Росгвардией, Минэкономразвития в проведении исследований важных потребностей частного охранного предпринимательства на региональном уровне, прежде всего, в районах с её депрессивным состоянием;
  7. В рамках практической поддержки частного охранного предпринимательства в течение 2020 года необходимо более объективно исследовать реальное его состояние с последующим проведением консультаций, деловых встреч с руководством регионов по принятию конкретных мер;
  8. Продолжить участие рабочих групп и членов Комиссии РСПП в содействии продвижению принятия проектов федеральных законов «О частной охранной деятельности» и «О частной детективной деятельности»;
  9. Подготовить обращение к правительству Московской области о создании постоянно действующего рабочего органа с участием всех заинтересованных лиц города и представителей общественных и профессиональных объединений охранных организаций московской области с изложением необходимости его создания и представлением аналитического материала, раскрывающего проблемы в сфере организации закупок охранных услуг и пути из решения.

 

Источник: Медиапортал о безопасности ХРАНИТЕЛЬ