Сопровождение товарно - материальных ценностей. Проблемы и пути их решения

Как часто собственник выбирая то или иное охранное агентство видит информацию подобной этой: частное охранное предприятие оказывает услуги сопровождения , товарно-материальных ценностей, грузов и т.д. Но что стоит за этой фразой профессионализм или полное дилетантство, заказчик начинает понимать уже в ходе оказания данной услуги.
 
Зачастую, следуя законом рынка, руководство ЧОП выставляет данную услугу, не вдаваясь подробности всей сложности данного мероприятия, а так же не имея профессиональных знаний и опыта в этой сфере деятельности.
 
Выражаясь словами некоторых  представителей охранного бизнеса «а зачем замарачиваться и создавать сложности и так все ясно».
 
А действительно  зачем ? Просто выставить двух, трех «добрых молодцев», вооружить, отправить по маршруту, указав где получить и кому отдать  или кого сопровождать  и всего делов. Я не утрирую, многие из  руководителей охранных  предприятий  думают именно так . Подготовку, обучение  и  различные нюансы в этой работе считают лишней тратой времени и средств.
 
Но к чему приводит такое отношение показывает печальная статистика нападений на группы сопровождения. В большинстве  случаев ,разбирая характер нападения , сотрудники допускают ряд самых простых ошибок  в своей работе , создавая тем самым благоприятную почву для нападения.
 
А если учесть плотность людского потока в местах сопровождения, неудобное место погрузки, выгрузки ТМЦ, неполный состав групп то шансы у  охранников  приравниваются к «0». Рассмотрим  характерные ошибки групп сопровождения:
 
1.       Частичное или полное отсутствие работы с связью (радиостанции, переговорные устройства) и т.д 
2.       Несогласованность действий всех членов группы  
3.       Отсутствие контроля опасных секторов  
4.       Незнание алгоритма действий в различных экстремальных ситуациях
 
Перечисленные пункты являются маленькой толикой недостатков в работе подразделений – которые можно свести в одно общее определение – некомпетентность . 
Если алгоритм решения этих проблем и недостатков. Конечно есть, о нем мы сейчас и поговорим. 
Рассмотрим основные этапы подготовки и работы данного подразделения.
 
1. Отбор и подготовка
 
Прежде всего сотрудники которые выдвигаются в группу сопровождения , должны пройти отбор  по физической  и огневой подготовки . Данные дисциплины являются базовыми на первом этапе. Наличие навыков сопровождения при работе  в других ЧОП только приветствуется. Хотелось бы отметить что такие показатели как рост, отличная физ. подготовка, личные достижения в спорте также приветствуются  но не являются доменирующеми . Основным показателем при отборе является умение  и желание работать  в команде. Здесь как раз подойдут сотрудники которые занимались игровыми видами спорта (хоккей, футбол, волейбол и т.д). В этих видах хорошо ставятся такие качества как  умение работать в команде, быстро принимать решения, просматривать все сектора  и искать наиболее удобную позицию для рывка или броска. Эти навыки позволят ускорить процесс обучения. Еще одним из немаловажных факторов при отборе  будет являться высокая стрессоустойчивость.
 
Проанализировать данное качество у сотрудника, руководитель подразделения может в процессе предыдущей работы , например ГБР. И поверьте на слово, никакие  современные психотесты  и детекторы не дадут характеристику лучше, чем реальная рабочая ситуация. После отбора и уточнения состава группы, необходимо провести начальную подготовку сотрудников .
 
Подготовка  сотрудников должна проходить по принципу «Меньше теории –больше практики» .Основной упор делается на тактико-специальную и огневую подготовку.
 
Но также не следует забывать уделять время тренировкам по связи и приобретению навыков экстремального вождения. Идеальное место проведения тренировок будет являться полигон. Как я уже говорил  в предыдущих статьях, это может быть пейнтбольный или  страйкбольный городок. Здесь можно смодулировать  и отработать любую ситуацию.
 
Алгоритмом на занятиях по ТСП должны стать вопросы рассмотрения экстремальных ситуации на всех этапах сопровождения.
 
2. Инструктаж 
 
К  сожалению данное мероприятие либо полностью отсутствует  в подразделениях сопровождения либо проводиться номинально, без должного уделения внимание вопросам безопасности . Зачастую такое отношение к инструктажу  объясняют не хваткой времени, забывая что он является неотъемлемой частью работы.
 
Перечислим основные пункты проведения  инструктажа.
 
- проверка документов сотрудников
 
- проверка оружия, спец.средств, средств связи 
-уточнение состояния спец. автомобиля у водителя группы
 
- проверка служебно-должностных обязанностей
 
- уточнение вопросов по маршруту и точках погрузки, выгрузки
 
- краткий разбор происшествий, нападений и т.д
 
Можно расширить  этот список еще, но я перечислил  основные моменты на которые надо обращать внимание.
 
Как уже говорилось ранее «меньше теории – больше практики» . Необходимо выделить время в конце инструктажа на отработку практических элементов сопровождения таких как:
 
- выполнение спец.комплексов с оружием
 
- отработка модульных экстремальных ситуаций
 
Из собственного опыта скажу, что занимает это мероприятия 15-20 м .Не стоит практическую часть инструктажа  превращать в полноценную тренировку, достаточно будет вспомнить краткий тактический минимум  и запустить боевую рефлекторику.
 
Основная задача практической части инструктажа заключается в том чтобы каждый сотрудник группы вспомнил свои действия при возникновении нештатных ситуаций и мог их на практике выполнить.
 
3. Действие группы на маршруте сопровождения
 
Начнем с того что оптимальный состав группы должен быть не менее 3 человек 
 
- старший группы (1й сотрудник группы сопровождения) - место расположения –с право от водителя
 
- водитель группы сопровождения
 
-2й сотрудник группы сопровождения - место расположения в грузовом отсеке 
 
Я  сознательно не упоминаю кассира или представителя собственника которого сопровождают сотрудники т.к он в состав группы не входит .
 
Меньшим составом будет крайне тяжело полноценно обеспечивать безопасность ТМЦ, не говоря уже о собственной.
 
При движении по маршруту группа должна быть максимально собрана и сосредоточенна на выполнение своей задачи. Здесь должна вестись такая же работа как при погрузке выгрузке .
 
Почему? Многие зададут банальный вопрос. Что может случиться с спец. автомобилем в дневное время  и к тому же перемещающимся по городу? Поэтому можно  расслабиться – поболтать с подругой по телефону, послушать музыку или просто образно говоря «отрубиться». Так к сожалению думают большинство сотрудников .
 
Начнем с фразы одного киногероя «Все возможно» и российская действительность доказывает что невозможного нет.
 
Последние нападения показали что группы сопровождения  вели по всему маршруту а нападение происходило уже непосредственно при выгрузке ТМЦ. Опять может возникнуть вопросы почему и зачем . Нападающим проще стать на точке и ждать подъезда группы. Так рассуждают люди не знакомые с  работой ЧОП. Заказы на сопровождения ТМЦ  зачастую поступают спонтанно, либо постоянные точки сопровождения меняет сам собственник  по мере надобности. Поэтому злоумышленникам проще проследовать по маршруту  за спец.автомобилем и при выходе сотрудников как говориться «атаковать с ходу».
 
Исходя из этого сотрудники при выдвижении к точке должны вести постоянное наблюдение за секторами их ответственности. Автомобиль следующий за группой более 10мин  должен браться на заметку, а если еще ко всему прочему  останавливается в месте выгрузки ,то сразу попадает в разряд особо опасных секторов.
 
Следующая ситуация которая может случиться при движении – этот инсценировка ДТП, особенно когда водитель группы пытаясь  объехать «дорожные пробки», начинает перемещается по дворам.
 
Лучшего места для нападения не придумаешь.
 
Опять скажу из собственного опыта , проводя первичные инструктажи в подразделениях сопровождения и задавая так называемые «реактивные вводные» на предмет будет ли выходить сотрудник  из спец. автомобиля при ДТП или нет – 60%  отвечает будет. Срабатывает инстинкт  из гражданской жизни при управлении собственным авто.  Чем это может закончиться в случае преднамеренного Дтп
 
Я думаю уважаемые коллеги объяснять не стоит .
 
4. Подъезд к объекту и выгрузка 
 
При подъезде к объекту  желательно выбрать самое оптимальное место  для группы ,даже  если для этого придется сделать пару кругов .
 
Перечислим условия  оптимальной  точки выгрузки:
 
- Спец.автомобиль должен иметь хотя бы минимальный маневр. 
- водитель должен вести  постоянный  визуальный контроль  входной зоны  и маршрутом перемещения группы 
- спец .автомобиль не ставят  
*под люками 
*возле мусорных баков 
*напротив группы людей (остановок, очередь, и т.д) 
*на противоположной стороне улицы, где сотрудник вынужден сопровождать груз пересекая проезжую часть . 
*возле участков временных строительных работ (ремонт дорог, теплотрасс, прокладка кабеля и т.д)
 
Рассмотрим основные условия которые необходимо соблюдать при выходе из спец.автомобиля . Перед выходом старшего группы , каждый внимательно осматривает свой сектор а именно: водитель – прямо лево; старший группы–прямо, право; 2й сотрудник максимально осматривает тыловую часть (при отсутствие камеры заднего вида).
 
Выход старшего группы для осмотра зоны выгрузки осуществляется агрессивно,т.е быстро, без вальяжных переваливаний с боку на бок . При открытие двери  2й сотрудник  и водитель держат оружие в режиме готовности, т.к в данный момент возможно нападение .
 
После выхода, старший группы начинает активно проверять  сектора возможного нападения а также по возможности проходит весь маршрут следования группы .
 
Опять возникает вопрос: Зачем тратить время и «топтать ноги»? 
Данная процедура не только необходима но и обусловлена многими факторами. 
Опять пример из собственной практики: группа осуществляла сопровождения кассира одного из банков для загрузки банкоматов. Находящихся на территории  супермаркета. Выгрузка и сопровождение проходило без предварительного осмотра маршрута сопровождения. При подходе к банкомату группа натыкается на электрика, который как раз в этот момент устранял неполадки осветительных приборов располагающихся над банкоматом. Завязалась словесная перепалка, чуть не переросшая в драку. Итог встречи: кассир в месте с группой сопровождения простоял около 5-7мин. Исходя из этого  предварительный осмотр  по возможности необходимо осуществлять постоянно.
 
Мы рассмотрели с вами 1й этап работы групп сопровождения . В следующей статье мы разберем действия на маршруте и внутри помещения.  
С уважением к коллегам  
Ген.директор МЦБСП «Волк» 
Ряузов Денис  Юрьевич

Источник: Медиапортал Хранитель безопасности