Вопросы экономического развития НСБ

При рассмотрении перспектив развития НСБ  на 2016г. и, особенно,  на долгосрочный период до 2020г. нельзя не коснуться экономических вопросов, так как при совершенствовании основ нормативной базы в сфере охраны, как законов, так и подзаконных актов,  не учитывается, каким образом это повлияет на экономику охранного бизнеса.
 
1. Ярким примером является  Постановление Правительства РФ от 04.03.2010г. №124 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия"  в части изменений в  Правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
 
Постановление появилось в свою очередь в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности", который внес изменения в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ "Об оружии".
 
В  совокупности принятия этих документов появилась норма, диктующая условия получения частными охранными организациями служебного оружия только во временное пользование.
 
После заключения договора на получение оружия во временное пользование ЧОО возмещает органу внутренних дел расходы, связанные с приобретением, хранением и транспортированием служебного оружия, и вносит единовременную плату за временное пользование этим оружием посредством перечисления соответствующих средств на лицевой счет, открытый органом внутренних дел в территориальном органе Федерального казначейства для осуществления операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Плата ЧОО за временное пользование служебным оружием, полученным в органе внутренних дел, составляет 15 процентов фактической стоимости соответствующей модели (моделей) указанного оружия.
 
Возмещение затрат органу внутренних дел от ЧОО происходит за счет чистой прибыли ЧОО. Если учесть, что договор на охранные услуги заключает на год, а иногда заказчик охранных услуг, расторгает по различным причинам досрочно, то не приходится говорить о  перспективе развития охранной деятельности.
 
Особенно резко это бьет по малому бизнесу.
 
Необходимо внести  не большие дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814 , чтобы все затраты можно было принять для целей налогообложения.
 
В резолюцию:
 
Старая редакция:
 
"XVI. Получение частными охранными организациями служебного оружия во временное пользование
 
98. После заключения договора частная охранная организация возмещает органу внутренних дел расходы, связанные с приобретением, хранением и транспортированием служебного оружия, и вносит единовременную плату за временное пользование этим оружием посредством перечисления соответствующих средств на лицевой счет, открытый органом внутренних дел в территориальном органе Федерального казначейства для осуществления операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.
 
99. Плата частной охранной организации за временное пользование служебным оружием, полученным в органе внутренних дел, составляет 15 процентов фактической стоимости соответствующей модели (моделей) указанного оружия. Плата за временное пользование этим оружием не взимается в случае, установленном Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности".
 
Новая редакция:
 
"XVI. Получение частными охранными организациями служебного оружия во временное пользование
 
98. После заключения договора частная охранная организация возмещает органу внутренних дел расходы, связанные с приобретением, хранением и транспортированием служебного оружия, и вносит единовременную плату за временное пользование этим оружием посредством перечисления соответствующих средств на лицевой счет, открытый органом внутренних дел в территориальном органе Федерального казначейства для осуществления операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.
 
99. Плата частной охранной организации за весь срок временногопользования служебным оружием (не более 95 месяцев),полученным в органе внутренних дел (аренды), дополнительно к затратам, поименованным в пункте 98, составляет 15 процентов фактической стоимости соответствующей модели (моделей) указанного оружия. Плата за временное пользование этим оружием не взимается в случае, установленном Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности".
 
2. Год назад мы говорили о том, что первоочередной задачей является защита малого бизнеса. Здесь есть продвижение. Порог  предельных значений выручки от реализации услуг для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства увеличился. Предоставлено право субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы", с 6 процентов до 1 процента.
 
Теперь стоит новая задача: в своих регионах снизить ставки налогов.
 
С одной стороны,  это реально позволит вывести бизнес из тени.
 
С другой стороны, с большой долей уверенности,  можно предположить, что  регионы не смогут снизить ставки именно для охранной деятельности.
 
В силу того, что в существующих реалиях, когда уже сейчас ЧОО оказывают неоценимую услугу по охране по безвозмездным совместным договорам  с МВД, возможным, считаю, предложить 2 варианта:
 
А) субъектам РФ рассмотреть вопрос о применении к охранным услугам пониженную ставку с 1.01.2017г.: 
Б) создать прецедент  с 2017г.  в качестве эксперимента: при применении УСНО «доходы» без снижения ставок для охранной деятельности увеличить порог выручки, например, до 100 млн. руб. и численности 150 чел. Обоснованием для подобного решения может быть,  
во-первых, трудоемкость отрасли, в т.ч.  преференции по созданию рабочих мест в период кризиса;
 
во-вторых,  занятость бывших работников МВД после массового сокращения;
 
ЧОО оказывают неоценимую услугу по охране по безвозмездным совместным договорам  с МВД. 
В резолюцию: 
Внести для рассмотрения предложения в Правительство РФ.
 
3. При огромном числе рабочих мест при проведении специальной оценки условий труда не учтены особенности заключения договоров на охранные услуги и, как следствие, выполнение трудовых функций в охранных организациях. При этом риск огромных штрафов (ст.5.27.1 КоАП)  реален уже с 01.01.2015г.
 
Договоры с заказчиками охранных услуг заключаются на краткий временной период, как правило, год. Специальную оценку условий труда по существующему законодательству необходимо сделать в течение 6 месяцев. В то время, как все организации получили бонус (отсрочка в полгода для проведения специальной оценки в перспективе действия ее в течение 5 лет), организации, осуществляющие  охранные услуги, обязаны в стоимость годовых услуг заложить стоимость специальной оценки. При этом при заключении следующего договора на год (если договор не лонгируется), вновь нести аналогичные затраты.
 
Не будет противоречить статье 212 ТК РФ норма, которая обяжет заказчика охранных услуг проводить специальную оценку рабочих мест охранников.
 
Дополнительно подчеркнем, что норма будет логична и экономична, в связи с тем, что специальная оценка действует 5 лет, а при частой смене исполнителя услуг (охранной организации) одно и то же рабочее место может быть аттестовано 10 раз в течение 5 лет, что, несомненно, искажает цель проведения специальной оценки условий труда - реализацию обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. На сегодняшний день статистика результатов специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) показывает, что охрана с оружием признается не опасным производственным фактором.
 
В резолюцию:
 
Просить Минздравсоцразвития РФ подготовить документ, позволяющий нормативно в постановлении Правительства РФ закрепить:
 
• оценку особенности выполнения трудовых функций в охранных организациях;
 
• участие в специальной оценке рабочих мест охранников заказчика охранных услуг;
 
• определить, что специальную оценку рабочих мест  проводить за счет средств заказчика охранных услуг (данная норма не противоречит ст.226 ТК РФ «Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда»).
 
4. Доля заработной платы в охранной деятельности составляет до 80% (учитывая взносы 30,2% на заработную плату) от всех затрат. Это одна из самых  трудоемких отраслей в России. Это (вписать численность) работников. 
 
При этом трудовое законодательство не содержит специальных норм, позволяющих учесть особенности регулирования труда работников в охранной деятельности, как например работников транспорта (глава 51 Трудового Кодекса Российской Федерации), работников, занятых на подземных работах (глава 51.1.Трудового Кодекса Российской Федерации), педагогических работников (глава 52 Трудового Кодекса Российской Федерации) и даже лиц, трудовая деятельность которых связана с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года (Статья 351.2.Трудового Кодекса Российской Федерации).
 
Однако, опыт более чем 20-летнего существования показывает, что охранная деятельность имеет существенные особенности по сравнению с иными отраслями.
 
Все виды охранной деятельности (государственная, ведомственная, частная) имеют свои особенности в части требований, предъявляемым к трудовым отношениям. Законом РФ от 11.03.1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» устанавливаются конкретные требования к заключению трудовых договоров.
 
Статьей 11.1. Закона РФ от 11.03.1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что частный охранник работает только по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. При этом Закон РФ от 11.03.1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» регулирует только нормы, позволяющие органам МВД РФ контролировать функции охранной деятельности в рамках их компетенции.
 
Статья 6 Федерального закона от 14.04.1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране» констатирует, что на работников ведомственной охраны распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде. Но статья содержит дискриминационную норму: работниками ведомственной охраны могут быть граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на ведомственную охрану. При этом деловые качества может оценивать сама организация по своему усмотрению, так как профессиональная подготовка работников ведомственной охраны проводится в порядке, определенном имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями. Статус работника ведомственной охраны не установлен.
 
Таким образом, при том, что действующая редакция Трудового Кодекса Российской Федерации не предусматривает особенности регулирования труда работников охраны,  каждый вид охраны устанавливает свои ограничения. Назрела необходимость отразить особенности в отдельной главе раздела XII Трудового кодекса РФ.
 
В данном разделе необходимо учесть нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам, либо предусматривающие для работников охраны дополнительные правила.
 
В резолюцию:
 
Разработать особенности регулирования труда работников в охранной деятельности в отдельной главе раздела XII Трудового кодекса РФ.
 
5. Вахтовый метод.
 
Уже поднимался вопрос об изменениях в Трудовой кодекс Российской Федерации, нормы которого мешают благоприятному развитию охранного бизнеса и к экономическим потерям.
 
Часть 2 ст.297 ТК РФ легализует применение вахтового метода в любых отраслях экономики, но только при осуществлении производственной деятельности.  Непроизводственная охранная отрасль неотрывно связана с оказанием услуг в удаленных местностях. Охранные организации не имеют права сегодня пользоваться правами, которыми наделены организации, применяющими вахтовый метод. Приходится применять нормы работы в особых условиях.
 
Необходимо исключить из нормы последнего абзаца  слово «производственных».
 
В резолюцию:
 
Абзац 2 статьи 297 ТК РФ
 
В старой редакции:
 
Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях осуществления иной производственной деятельности.
 
В новой редакции:
 
Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянною проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях осуществления иной деятельности.
 
6. Страхование 
Вопрос о страховании рисков в охранной деятельности остается открытым.
 
Действующая редакция статьи 12Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не предусматривает возможности добровольного страхования рисков частной охранной деятельности. При этом заключение договоров на оказание охранных услуг данным законом строго регламентируются.
 
Следуя принципу «что прямо не запрещено, то разрешено» частные охранные организации вынуждены часто страховать свои риски: риск ответственности за нарушение договора на оказание охранных услуг и (или) риск ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в результате осуществления охранной деятельности. Чаще всего это происходит по требованию заказчика охранных услуг. Эти требования обоснованы и вполне логичны.
 
Вопрос о возможности страхования ответственности по договору неоднократно поднимался не только участниками охранного сообщества. Представители страховых компаний считают, что в обход статьи 932 ГК РФ могут предоставить страховую защиту интересов ЧОО в рамках договоров страхования профессиональной ответственности охранных предприятий или ответственности перед третьими лицами. Однако, поскольку будет возмещаться ответственность по договорам с клиентами, то данные договора могут быть признаны ничтожными.
 
Судебная практика по возмещения убытков свидетельствует о том, что суды зачастую рассматриваю споры по существу, не обращая внимание на формальное нарушение сторонами страховой сделки закона. Однако, существует возможность страхования предпринимательского риска в деятельности ЧОО. Для Заказчика это, конечно, не гарантия возмещения убытков при исполнении договора ЧОО, но для ЧОО - это реальное возмещение возможных претензий со стороны Заказчика. Однако, расходы на страхование не включаются в состав затрат.
 
Добавлю, что вопрос не простой.  Экспертами страхового рынка сформулировано несколько позиций: от консервативного до всеразрешающего.
 
Страхование ответственности по договору относится к нестрахуемым рискам , т. к неисполнения договорам зависит от самого Страхователя (Чопа)
 
Если невозможности исполнения договора  возникла по независящим от Страхователя (Чопа) причинам, то это риски других видов страхования, например, предпринимательского риска
 
Предоставить юридическим лицам без ограничения страховать свою ответственность по договорам значит снять ответственность за качественное и профессиональное исполнение договоров.
 
Действующая редакция статьи 263 Налогового кодекса Российской Федерациине предусматривает возможности затраты по страхованию принимать для целей налогообложения.
 
Данное обстоятельство затрудняет ведение предпринимательской деятельности в частной охране.
 
Таким образом,  самая рисковая отрасль оказалась без возможности страховать свою деятельность наравне с другими отраслями. Налоговым кодексом Российской Федерации, например, разрешено расходы по: добровольному страхованию рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, добровольному страхованию имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, добровольному страхованию ответственности за причинение вреда или ответственности по договору, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.
 
В резолюцию:
 
Налоговый кодекс Российской Федерации.
 
Дополнить пункт 1 статьи 263 НК РФ подпунктом:
 
11) добровольное страхование рисков, связанных с выполнением охранной деятельности, детективной деятельности.
 
Внести в статью 12Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» изменение, дополнив частью девятой следующего содержания:
 
«При оказании охранных услуг частная охранная организация вправе страховать риск ответственности за нарушение договора на оказание охранных услуг и (или) риск ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при  осуществлении частной охранной деятельности.»
 
Внести в статью 9Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» изменение, дополнив частью 6 следующего содержания:
 
«На детективную деятельность распространяется право, предусмотренное частью девятой статьи 12 настоящего Закона.».
 
6. Не всегда ответственность за не выплату заработной платы, возложенная на работодателя, соразмерна санкциям контролирующих органов.
 
Охранная деятельность, как никакая друг  напрямую зависит от деятельности  заказчиков охранных услуг.
 
Например, при внезапном лишении лицензии банка, ЧОП, охраняющий банк, остается без оплаты услуг за последний месяц. При сокращении штатов он фактически становится банкротом.
 
Если учесть, что предлагается усилить ответственность работодателя за задержку выплаты работнику заработной платы и иных выплат (Проект Федерального закона №983383-6), то,  очевидно,  стоит думать о создании стабилизационного фонда.
 
ДЛЯ СПРАВКИ:
 
Проект Федерального закона N 983383-6
 
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда"
 
Вносятся поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ.
 
Так, в частности, разработчиками предлагается выделить административные правонарушения по невыплате заработной платы в отдельный состав. Для лиц, допустивших частичную или полную невыплату в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния, устанавливается повышенный размер штрафа за такое административное правонарушение.
 
Также предлагается увеличить размер штрафа и предусмотреть альтернативные санкции в отношении должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное правонарушение, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и на юридических лиц.
 
Законопроект предусматривает введение прогрессивной шкалы увеличения размера денежной компенсации (статья 236 ТК РФ), если невыплата заработной платы продолжается свыше 6 месяцев. Работодатель обязан выплатить заработную плату с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России (действующей нормой предусмотрена 1/300 независимо от срока задержки).
 
Изменения, предусмотренные законопроектом в статью 360 ТК РФ, позволят проводить внеплановые проверки работодателей государственными инспекторами труда, в том числе, в случае несвоевременной выплаты заработной платы либо установления заработной платы в размере ниже минимального размера оплаты труда. В настоящее время такие проверки могут быть проведены при наличии жалоб с согласия органов прокуратуры. 
В резолюцию:
 
Создать стабилизационный фонд.
 
7. Ввести материальную ответственность для чиновников, которые своими действиями или бездействием причинили вред бизнесу
 
Можно продолжать перечень.
 
ООО «Аудит, консалтинг и право+» имеет огромный опыт защиты охранных организаций,  может предложить до совершенствования нормативной базы и иные выходы из спорных ситуаций. Но реализация перспектив развития охранной деятельности может быть достигнута только при совершенствовании законодательной базы, учетом  вопросов экономики.
 
Назрела необходимость создания отдельной группы в Координационном Совете.
Новикова И.Ю.  
к.э.н., генеральный директор ООО "АКП+", Эксперт Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции, Отраслевой эксперт по охранной деятельности Общественной палаты РФ.   
WWW.akp-plus.ru