Законы должны быть едины для всех

Субъектами общественного контроля, серьёзными инструментами в защите доброй репутации частных охранных организаций, являются общественные палаты и координационные советы, созданные как на региональном, так и на федеральном уровне. Так, грамотно построенные контрольные мероприятия в отношении частной охранной деятельности, проводившиеся в соответствии с нормативно-правовыми актами и инструктажами, регулирующими деятельность частных охранных организаций, позволили обратить внимание на непрофессиональные комментарии о так называемых САВОКерах, подменяющих функции частных охранников в торговых сетях, и нейтрализовать их.
На совещании был затронут широкий круг вопросов, в том числе и контроля за торговыми объектами, к антитеррористической защищённости которых предъявляются особенно высокие требования. Частные охранные организации, заключающие договоры с собственниками этих торговых центров, обязаны обеспечивать необходимую профессиональную подготовку своих сотрудников в этом виде деятельности и соответствовать общегосударственным требованиям по выполнению своих договорных обязательств.
Когда речь идет об обеспечении безопасности, минимальная цена человеко-поста не должна стоять в центре повестки дня при проведении конкурсов. Главным критерием должны быть деловая репутация и компетентность сотрудников, готовых к четкому исполнению взятых на себя обязательств.
В этой связи Председатель правления НП «КЦ РОСС» Александр Козлов отметил, что с момента вступления в силу 948-го постановления был составлен ряд поручений в связи с лицензионно-разрешительной работой, в том числе поручение определить перечень объектов, к антитеррористической защищённости к которым предъявляются особые требования. Формируются списки, в которых указывается: кто, как и каким способом эти объекты охраняет.
На сегодняшний день возможности, которыми располагают Общественная палата Российской Федерации и Координационный Совет НСБ России, позволяют очертить круг объектов, в отношении которых предъявляются данные требования, и в тесном взаимодействии с федеральными органами государственной власти привести охрану данных объектов в соответствие с действующим законодательством.
Свою позицию по поводу охраны крупных торговых центров высказал представитель по Пермскому краю Андрей Козеев.
– Бороться запретительными методами с низким качеством услуг, оказываемых САВОКерами, неконструктивно. Такая борьба не дает нужного результата. На сегодня логика госрегулирования охранных услуг далека от совершенства. Услуги безопасности трактуются достаточно широко и предоставляются не только охранниками. Используется электроника, техника наблюдения, специальное оборудование, клининговые услуги. Необходимо организовать дело таким образом, чтобы высокая цена за лицензию стала гарантией высокого качества любого вида услуг безопасности, не только со стороны охранных предприятий, но и со стороны сторожей, вахтёров и уборщиков. Законы должны быть едины для всех.

Соблюдая известные требования министерств и ведомств к лицензированию, охранные организации должны иметь право охранять любые объекты. Для этого они обязаны располагать опытом, техникой и необходимым количеством квалифицированных сотрудников. Они должны стать абсолютно прозрачными для тех организаций, которые хотят получить охранную услугу. Но для повышения уровня услуг безопасности необходимо объединить все возможности Сообщества НСБ, имеющиеся у него в этой области.
Особое внимание участников совещания было обращено вопросу о недобросовестной конкуренции. Так, «добрая» половина охранных предприятий не платит налоги в федеральный бюджет, не имеет баз специальной подготовки. В то же время добросовестные охранные организации, стремясь к обеспечению высокого качества оказываемых услуг, несут значительные расходы по содержанию своих баз спецподготовки, Добросовестные игроки вынуждены бороться с демпингом цен со стороны фирм-однодневок, у которых нет за спиной ни опыта, ни квалификации. и, теряя прибыль, вынуждены снижать и свою цену, чтобы выиграть торги. Само государство предлагает охранять социально значимые объекты инфраструктуры по бросовым ценам. А значит, требуется немедленная модернизация ФЗ № 44. Необходимо услуги безопасности вывести на уровень единых ценовых позиций с коэффициентами по регионам. Предлагать более широкий спектр охранных услуг, как-то: обеспечение пожарной безопасности, выстраивание видеонаблюдения и т.д. В конце концов, надо бороться не с САВОКерами, а расширять возможности добросовестных игроков и защищать добросовестных игроков от недобросовестных.
Минимальная цена человеко-поста при проведении конкурсов должна быть реалистична. Хотелось бы проследить за судьбой таких конкурсов и торгов. Особенно за их «победителями». Интересно, как по изначально невыполнимым заниженным ценам они выполняют свои договорные обязательства? Необходимо создать эффективные инструменты общественного контроля за таким мероприятиями. Важно, чтобы представители общественных организаций были включены в комиссии по проведению подобных конкурсов и торгов. Важно выработать критерии деловой репутации, института компетенций и квалификаций, чтобы они стали ключевыми ориентирами для государства при проведении конкурсов и торгов в сфере безопасности.
Сопредседатель Координационного совета НСБ, заместитель председателя комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты Российской Федерации Дмитрий Галочкин посвятил часть своего выступления системному взаимодействии регионов:
– Общественные организации должны выявлять проблемы, говорить о них, обсуждать на отраслевых мероприятиях. Должны искать совместные пути решения и добиваться результатов. Председатель Координационного совета НСБ России Виктор Озеров предлагает площадку экспертного совета Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации, где мы могли бы эти задачи решать. Профильный Комитет Государственной Думы готов поддержать законодательную инициативу. По итогам IV Всероссийского Совещания «НСБ – Хранители России!» готовится результативный документ, в котором будут указаны «болевые точки» охранной отрасли, поставлены общие задачи и намечены пути решения. Важно, чтобы сфера НСБ более системно реагировала на новые вызовы.
В своём обращении к участникам мероприятия представитель Костромской области Вадим Слюсаренко отметил, что при выполнении обязательств в рамках взаимодействия с исполнительными органами государственной власти, с муниципалитетами и силовыми структурами достигнуты договорённости, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации. Разработаны договорные отношения, в том числе и документация для проведения конкурсов, которые позволяют исполнительным органам государственной власти чётко понимать: у кого и какую услугу они заказывают. Тем самым создаётся возможность в спокойном режиме, в соответствии с требованиями российского законодательства работать на различных объектах, в том числе определённой степени важности. Если охранные сообщества, объединяясь в единые дежурные части или другие номенклатурные объединения, будут высказывать, рассказывать и показывать свои возможности, участвовать в различных проектах, обеспечивающих общественную безопасность, и участвовать в программных мероприятиях, исполнительные органы государственной власти будут слышать сообщество и прислушиваться к его требованиям. И самое главное: не забывать работу с общественными организациями, такими как Общественные палаты регионов, торгово-промышленные палаты регионов, и вовлекать их во взаимодействие на региональном уровне. При объединении различных охранных структур в сообщества, единые дежурные части во взаимодействии с силовыми структурами за столом переговоров оказываются все участники охранного сообщества регионов, которые способны выработать вполне определённые правила игры. Такое взаимодействие даёт возможность на всех региональных площадках регионов выступать и отстаивать свою точку зрения, давая возможность исполнительным органам государственной власти гораздо ближе знакомиться с возможностями охранных структур.

В заключение, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин выразил уверенность в необходимости формирования в НСБ отраслевого гражданского сообщества:
– Общественные организации, представляющие интересы профессиональных сообществ и отдельных представителей профессионального бизнеса, должны активно участвовать в формировании института общественного контроля. Общественные организации поставили перед собой цель стать партнёрами государства. Для этого необходимо, чтобы проявляли активность и стремление к взаимодействию прежде всего авторитетные общественные организации, как, например, некоммерческая отраслевая общественная организация «КЦ РОСС», представляющая интересы регионов, интересы бизнеса, являясь одной из ключевых организаций по продвижению отраслевых интересов в партнёрском диалоге с государством.

Формы общественных организаций, учитывающие интересы государства, такие как объединения работодателей, саморегулируемые организации, профессиональные союзы, должны развиваться и быть представлены в регионах. И на площадках Общественной палаты, торгово-промышленной палаты, РСПП должна звучать отраслевая деловая повестка. Отраслевые средства массовой информации, такие как медиапортал «Хранитель» Гардинфо, печатный журнал «Охранная деятельность» готовы оказать информационную поддержку для координации деятельности. В этой связи на совещании прозвучало предложение сформулировать основные проблемы регионов и пути их решения, учесть и опубликовать их на отраслевых сайтах, включить в календарный план мероприятий, проводимых, в том числе, и на площадках федерального уровня, таких как Форум «Технологии безопасности», намеченный на 9 февраля в КРОКУС КОНГРЕСС ХОЛЛЕ, а также проект «Месяц безопасности». Итоги и результативные документы, вырабатываемые в результате проведённых мероприятий, должны быть рассмотрены и одобрены депутатами и сенаторами, после чего они будут направляться в соответствующие органы государственной исполнительной власти.